Валиулин В. "Люблю творцов со светлою душою"

Вечер памяти замечательной новокузнецкой художницы Аллы Федоровны Фомченко прошел в Центральной городской библиотеке имени Н.В. Гоголя. Вспомнить о хорошем человеке и друге собрались художники, поэты, работники культуры и люди, встретившие однажды на своем жизненном пути Аллу Федоровну и сохранившие в своих душах то тепло и внимание, которыми художница одаривала всех своих друзей и знакомых.

Вела вечер искусствовед Галина Степановна Иванова. “Мы печалимся тому, что Аллы Федоровны нет сейчас с нами, но радуемся тому, что она с нами была, - сказала Галина Степановна. И добавила: - Алла Федоровна, которой жилось неимоверно трудно, никогда не падала духом и показывала пример того, как преодолевать трудности, при этом успевая еще сочувствовать нашим бедам, утешать и дарить подарки”.

На последнее Алла Федоровна была особенно щедра. Кто не помнит ее знаменитой хозяйственной сумки, из сокровенных глубин которой она доставала свои диковинные деревянные броши, расписанные палехскими узорами, и дарила друзьям со словами: “Возьмите вот. Это как раз для вас (или для вашей жены)”.

Дарила она, впрочем, не только броши или, например, шкатулки. Прекрасные картины с портретами другого замечательного кузбасского художника - Ивана Егоровича Селиванова, которыми так восторгался художник-академик Станислав Никиреев, были подарены Новокузнецкому художественному музею. Как призналась главный хранитель музея Вера Бурлакова, из 23-х хранящихся в музее работ А.Ф. Фомченко лишь две были приобретены музеем, остальные художница преподнесла в дар.

Но еще больше, чем творениями своих рук, Алла Федоровна любила делиться знаниями. А было их у художницы немало. Она окончила художественное училище в Палехе и Институт театра, музыки и кинематографии в Ленинграде по специальности “художник-кукольник”. Редкая манера письма - темперой на яичном желтке - была вынесена из российского центра иконописи Палеха, и Алла Федоровна неустанно рассказывала своим ученикам о ней. Ее писанные темперой портреты до сих пор заставляют спорить специалистов, поскольку, изображая своих героев, Фомченко не просто использовала  иконописную технику, но и изображаемых людей поднимала до уровня святых. Все ли они были достойны такого письма? Алла Федоровна считала, что все. Герои ее картин, икон, конечно, не жаловались на такое изображение, а зрители, бывает, нет-нет да и выскажутся не в поддержку мнения художницы.

Но в одном, спорь - не спорь, сходятся практически все зрители и специалисты: герои ее картин красивы какой-то особенной красотой. Возможно, и небесной. Умела Алла Федоровна видеть эту красоту в людях. При этом изображения не были намеренно приукрашены. Они реальны. И в то же время - прекрасны.

Галина Степановна Иванова предложила участникам встречи свой фильм об Алле Федоровне, снятый в 1996 году. Он начинается с того, что Алла Федоровна показывает, как она готовит краски. Разбивает яйцо, сливает отдельно белок, а в желток добавляет столовый уксус для консервации. Потом растворяет красочный пигмент. Размешивает его пальцем. В качестве пигмента чаще всего используется сухая, освобожденная от клеевой основы, гуашь. Потом кладет под руку подставку и сверху начинает писать. Лаковые миниатюры писались кистью в один или два волоска. Какая же тщательная старательность нужна была при этом!

Долгое время Фомченко вела кружок в культурном центре “Собор”. Посещали его десятки одаренных детей. И сейчас на какой-нибудь выставке поделок нет-нет да и встретится лаковая миниатюра, чем-то неуловимо напоминающая фомченковскую работу. Начнешь расспрашивать, и окажется: писана она учеником Аллы Федоровны. Не пропадает, значит, ремесло.

А как Алла Федоровна пела! Сестра Валентина Федоровна Акбашева рассказала о том, как они пели в хоре. У Аллы Федоровны был мощный голос, и ее ставили в середине хора, чтобы ее голос покрывал тех, кто послабее. Поют, поют, а потом вдруг разбегутся и бросят ее одну на сцене. Она ругается, грозится бросить их, но потом отойдет, рассмеется, да еще и новую песню для хора напишет. Значительная часть его репертуара состояла из песен Аллы Федоровны.

Прозвучала на встрече и ее песня об Иване Егоровиче Селиванове, которую Алла Федоровна исполняла в фильме “Синий кот на белом снегу”. Песня, которая вызвала столько волнений в административно-культурных кругах и которая стала настоящим украшением фильма.

Вспомнить об Алле Федоровне пришло много ее друзей и почитателей. Многие из них делились своими воспоминаниями и впечатлениями от встреч с нею. Вспоминалось только хорошее. Хотя, возможно, через какое-то время, когда боль от утраты утихнет, настанет время вспомнить и о том, как сразу по приезде в наш город художнице с двумя дипломами приходилось, чтобы выжить, надписывать траурные ленты в похоронном бюро, как не принимало ее городское сообщество художников и как сохранило свое неприятие до последних дней, так и не приняв А.Ф. Фомченко в члены Союза художников.

Здесь, впрочем, судьба Аллы Федоровны схожа с судьбой горячо ею любимого Ивана Егоровича Селиванова, которого “заметили” лишь за два года до его ухода из жизни. Зато как уж потом восторгались им! Время почитания таланта Аллы Федоровны Фомченко, думается, также еще впереди.

 

Валиулин, В. "Люблю творцов со светлою душою" [Текст] / Владимир Валиулин // Кузнецкий рабочий. - 2011. - 5 февраля (№ 13). - С. 2 : фото.