Кайгородцева Л.…И бесконечная доброта

О выставке произведений   художника И. Селиванова говорят зрители

Три недели работала в музее советского изобразительного искусства выставка произведений самодеятельного художника из Белова  Ивана  Егоровича Селиванова. Выставку посмотрели более тринадцати тысяч зрителей Новокузнецка и его пригородов.

Инициаторами выставки стали Министерство культуры РСФСР и  заочный народный университет искусства (ЗНУИ), где Селиванов учится yже свыше 30 лет. О том, что интерес к выставке был большим, свидетельствуют и многочисленные (более ста)  экскурсии, и стихийно возникавшие пресс-конференции, когда на вопросы зрителей отвечали как педагог художника Ю. Г. Аксенов, так и научные сотрудники музея.


Нас глубоко взволновало не только его самобытное искусство, но и потрясла трудная, полная лишений жизнь одинокого пожилого человека. Приходится удивляться, что, несмотря на тяготы жизни, Иван Егорович создает оптимистические светлые картины.
Ветераны партии, комсомола, труда и войны.


Большим событием в культурной жизни нашего города является для нас выставка произведений народного художника Селиванова Ивана Егоровича. Нам, самодеятельным художникам, его творчество особенно близко.

Его жизнь показательная для нас и тем, что, несмотря на отсутствие благоприятных условий для творчества, он смог достигнуть определенных высот путем бескорыстного труда и самоусовершенствования. Эта выставка, вне сомнений, для каждого послужит уроком, и каждый из нас наконец-то приступит к осуществлению своей сокровенной мечты в творчестве.
Самодеятельный художник (фамилия не разборчива).


Огромное спасибо, Иван Егорович, за Ваш талант. За неувядающую любовь к жизни. За творческие муки. Все не зря, не зря! …Ай да Селиванов!
Коллектив Новокузнецкого драмтеатра им. Серго Орджоникидзе.


Велика власть земли над художником, певцом и выразителем его мудрости. Проникаешься еще большей любовью к родной земле и ее людям. А еще большей – благоговейной – к самому творцу прекрасного.
Овчинников Б. А.


Работы И. Е. Селиванова – это сказы в живописи и графике. Народная мудрость и русский «слог» ощущаются в них. Они сопоставимы с произведениями Бажова и Шергина, Писахова и Мисюрева. О таком просветленном, мужественном, добром и мудром искусстве писал М. Пришвин: «…сомнения, неудачи, несчастья – все это переносится лично, скрывается и отмирает. А … находки, удачи, победы, красота, рождение человека – все это сбегается, как ручьи, и образует силу жизнеутверждения».
Спасибо этому жизнеутверждающему искусству.
Любовь Никонова, научный сотрудник краеведческого музея, член Союза писателей СССР.


Выставка не очень понравилась. Может быть, потому что слышал отзывы чрезмерно восхищенные. Поэтому и рождается заочное недоверие. Ожидал потрясения и чуда. Но… три-четыре талантливые. А в целом выставка не потрясла. В нашей области есть и другие не менее самобытные самодеятельные художники. Но вот загадка, почему на их выставки не рвутся?
С. Михайлов, шахтер, учащийся ЗНУИ.


По-детски просто, по-взрослому мудро передают нам картины Селиванова замыслы художника. И художник устроил для нас праздник.
Андриевская, инженер института «Промстройпроект».


В музей ходим постоянно, не только на имена. Не понимаем, почему поднят шум среди зрителей. Да, выставка произведений Селиванова, любопытна. Его «Автопортрет», «Портрет девочки» - действительно глубокие вещи…
Но выставка производила бы еще более сильное впечатление, если бы ее организаторы не включали в экспозицию откровенно слабые вещи, учебные рисунки.
О. Валентиновский, инженер производственного объединения «Южкузбассуголь».


Серьезные и даже суровые картины И. Е. Селиванова побуждают каждого к серьезному и глубокому отношению к жизни… Те, кому не нравятся картины Селиванова, пусть ищут причину в себе. Привыкшие к облегченно развлекательному жанру, они не выдерживают пристального взгляда художника, он их раздражает.
Цветков Ю. М., аппаратчик коксохимпроизводства ЗСМК, учащийся ЗНУИ.


Хожу туда, куда ходят «толпами». Пришел и на эту выставку, видел, но… вряд ли что понял. Наверное, надо все-таки постоянно заниматься каким-либо творчеством, либо ходить в театр, либо на филармонические концерты, либо в музеи. Но, обязательно – постоянно. А многие делают «вид».
Шумаев В., молодой рабочий КМК.


Феномен Селиванова, на мой взгляд, заключается в его «специфическом» образе жизни. Судя по биографии, неоседлая жизнь художника сталкивала его со многими людьми определенного уровня, где жизнь без вуали, где все чувства на виду. Можно предположить, что эти основные «университеты» Селиванова и позволили ему добиться таких социальных обобщений о человеке. Его «Автопортрет», безусловно, вершина такого обобщения.
Привлекает, что Селиванов не пытается приукрасить жизнь. Возвышенной эмоциональной настроенности в них не увидишь. В глазах автора, его персонажах, даже животных – тоска. И это не потому, что человек чего-то недобрал в жизни. Это грусть русского человека о чем-то порою непонятном, но сокровенном. В песнях этот феномен называют «славянским минором», у Достоевского он заключается в формуле: «чтобы очиститься, надо помучиться». В этом, наверное, и заключается особая ценность творчества Селиванова, что он вскрыл целый пласт обыденной жизни в ее обычном состоянии.
В. Васильев, психолог.


Селиванов – художник, который сумел сохранить свое видение мира. Но почему в рассказе педагога-живописца Ю. Г. Аксенова такое откровенно слащавое и безусловное восхищение всем, что сделано его учеником? Расчет на «провинциализм» зрителей? По-моему, Селиванов вполне перенес бы и суровую критику, но честную. Хотелось бы, чтобы подобные выставки сопровождались подробным анализом искусствоведов, лекциями о народном и самодеятельном искусстве. Потребность в этом большая.
Покатилова И. Ю., учитель рисования школы № 44.


В картинах все просто, ясно и бесконечная доброта в них.
Учащиеся школы № 5.
 

Кайгородцева, Л. …И бесконечная доброта : о выставке произведений художника И.  Селиванова говорят зрители / Л. Кайгородцева // Кузнецкий рабочий. – Новокузнецк, 1986. – 13 ноября (№ 218). – С. 4.