Литературная дуэль по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ( к 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова)



Составитель: гл. библиотекарь библиотеки «Веста»
Шабанова Ирина Сергеевна,
тел. 34-24-35


Презентация

Песенка о дуэлях

Отрывок из фильма

 

Слайд 1+ «Песенка о дуэлях» (музыка Владимира Качана, стихи Леонида Филатова)

Библиотекарь:

Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Так писал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» о дуэли Ленского и Онегина.

Сегодня у нас тоже состоится дуэль, но дуэль литературная, по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в которой вы должны будете показать свое знание текста произведения, а также понимание характеров его героев и основных особенностей романа.

Но сначала несколько слов об истории дуэлей.

Слайд 2

Дуэль в переводе с латинского – война, поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.

Дуэли получили распространение в Европе в средние века. В Россию пришли при Петре I. Власти всегда были против дуэлей. Пытался искоренить дуэли и кардинал Ришелье. По его указу дуэлянту грозила позорная публичная казнь на виселице. В России дуэли были запрещены указом Петра I, но в 1894 г. военное ведомство вновь ввело их для разбирательства ссор среди офицеров. Об этом читаем у Куприна в «Поединке». Николай Iне одобрял дуэли, видя в них проявление варварства. Наказание, правда, при Николае I во времена Пушкина и Лермонтова было более мягким: судебное разбирательство и трехмесячная отсидка в крепости (вспомните Печорина или самого Лермонтова). Но, несмотря на запреты, существовал неписанный дуэльный кодекс, свод правил. И лишь только точное соблюдение этих правил отличало дуэль от убийства.

1) цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);

2) участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);

3) средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);

4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мэри»).

Многие русские писатели были завзятыми дуэлянтами. Ведь они были детьми своего времени и считали дуэль эффективным способом защиты чести. Грибоедов, к примеру, стрелялся с будущим декабристом Якубовичем. Удалось установить, что в жизни А. С. Пушкина было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей. Пушкин даже стрелялся со своим другом В. Кюхельбекером. Это была довольно смешная история. Однажды в 1819 году Пушкин написал четверостишие:
 

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно…

И было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно.

Кюхельбекер обиделся. Вызвал поэта на дуэль. Пушкин и на дуэли шутил, уговаривая секундантов отойти подальше, потому что, если Кюхля будет целить в него, то обязательно влепит пулю секунданту. Кюхельбекер стрелял, но промахнулся. Пушкин же выстрелил в воздух и побежал мириться.

Наконец, вы знаете, что Пушкин погиб на дуэли с Дантесом. Ему было всего 37 лет. Но он мог быть убит и в 19, и в 20, и в последующие годы.

Едва не привела к дуэли ссора двух классиков – Тургенева и Толстого. Слава Богу, хватило у обоих ума извиниться. Но помирились они только через 17 лет.

Последней писательской дуэлью была дуэль Н. Гумилева и М. Волошина в 1909 г. Они стрелялись возле Черной речки на пистолетах пушкинского времени. Т.Е. дуэль была театрально обставлена. Гумилев промахнулся, пистолет Волошина дал осечку. Гумилев предложил Волошину стрелять еще раз. Тот выстрелил, боясь при этом попасть в Гумилева. Он совсем не умел стрелять.

В каких произведениях вы встречали описание дуэлей?
(«Евгений Онегин», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Каменный гость» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Отцы и дети» Тургенева, «Поединок» Куприна, «Война и мир» Толстого и др.)

Ну, а сейчас, господа приступим к нашей литературной дуэли. У нас четыре команды и 3 РАУНДА (или ДУЭЛИ). В каждом раунде 3 этапа:

Выбор дуэлянта (определяем имя дуэлянта по его описанию);

Путь к барьеру (по 4 вопроса командам);

Выстрел (задания отдельно) для дуэлянтов и секундантов.

В каждой команде будет ДУЭЛЯНТ (главный игрок, капитан) и ДВА СЕКУНДАНТА (помощники). Большинство заданий участники дуэли будут выполнять сообща, совещаясь друг с другом. Но задания в 3 раунде будут предназначены ТОЛЬКО для дуэлянтов и ТОЛЬКО для секундантов.

Задания будут оцениваться в 1, 2 и 5 баллов в зависимости от степени сложности.

В конце каждого раунда АРБИТР назовет победителя. Победители 1 и 2 РАУНДА сразятся между собой.

ДУЭЛЬ 1 (Повесть «Бэла», «Максим Максимыч»)

«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)

(Ведущий раздаёт 1-й и 2-й командам карточки с характеристикой и высказыванием литературного героя)

Слайд 2

Для команды 1

Задание 1 Чей это портрет?

♦ «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха...»

Задание 2 Кому принадлежат слова?

«У меня несчастный характер: воспитание ли сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив».

Ответ: Печорин.

Для команды 2

Задание 1 Чей это портрет?

♦ «Он, знаете, был не то чтоб мирной, не то чтоб немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен. Бывало, он проводил к нам в крепость баранов и продавал дёшево, только никогда не торговал­ся: что запросит, давай, — хоть зарежь, не уступит.

Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и правду сказать, рожа была самая разбойничья; маленький, сухой, широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!»

Задание 2 Кто пел эту песню?

"Много красавиц в аулах у нас.

Звёзды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены.

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет..."

Ответ: Казбич.

«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла)

Слайд 4


Ведущий задаёт вопросы дуэлянтам.

Для команды 1

Вопросы


Сколько лет прошло со дня вашей службы в крепости до последней встречи с Максимом Максимычем? (5 лет)

  1. Вы осознали, что плохо поступили с Бэлой? (Вопрос на размышление)
  2. Максим Максимыч очень досадовал, что вы переменились к этой бедной девочке: половину дня проводили на охоте, обращались с ней холодно. Бэла заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Как вы объясните своё поведение? («Когда я увидел Бэлу в своём доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она».)
  3. Что с вами сталось после гибели Бэлы? (Долго был нездоров, исхудал. Месяца через три назначили в другой полк, и я уехал в Грузию.)

Для команды 2

Вопросы

  1. Максим Максимыч всегда удивлялся нраву вашего народа. «Уж эта мне Азия! Что люди, что речки — никак нельзя положиться!» — говорил он. А вы на что можете положиться в жизни? (На волю, на своего коня.)
  2. О вас говорят, что ваш бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь ваша славилась в целой Кабарде, и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Так ли это? («Вороная, как смоль, ноги струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! Скачи хоть на 50 вёрст; а выезжена — как собака бегает за хозяином, голос его даже знала».)
  3. Чем вы занимаетесь с абреками за Кубанью? (Отбиваем русские табуны)
  4. После страшных злодеяний вы не могли оставаться на родине, ничто вас не связывает с ней. Гдевы сейчас? (У шапсугов, люблю под выстрелы русских шажком разъезжать и раскланиваюсь превежливо пулям, которые пролетают близко от меня.)

«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов)

Задание для дуэлянтов

♦ Восстановите хронологию событий в романе (письменно)

Ответ: Расположение событий не в хронологическом порядке служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорина мы видим глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по дневни­ковым записям.

По пути из Петербурга на Кавказ Печорин останавливается в Тамани («Тамань»). После участия в военной экспедиции он едет на воды и живёт в Пятигорске и Кисловодске, где убивает на дуэлиГрушницкого («Княжна Мери»). За это Печорина высылают в кре­пость под начальство Максима Максимыча («Бэла»). Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где встречается с Вуличем («Фаталист»). Через 5 лет после этого он, уже вышедший в отставку и поживший в Петербурге, едет в Персию и по дороге, во Владикавказе, встречается с Максимом Максимычем и автором («Максим Максимыч»). На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).

Слайд 4

сюжет- (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.
фабула(о лат. fabula - басня - рассказ), в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности.
«Максим Максимыч»
«Тамань»
«Бэла»
«Княжна Мэри»
«Предисловие к журналу Печорина»
«Бэла»
«Тамань»
«Фаталист»
«Княжна Мэри»
«Максим Максимыч»
«Фаталист»
«Предисловие к журналу Печорина»


(Пока дуэлянты подготавливают ответ на задание, Ведущий задаёт вопросы секундантам)

Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла)

  1. Казбич говорил: «Я ездил с абреками отбивать русские табуны». Кто такие абреки? (по Ожегову: Абрек - Горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации)
  2. Казбич говорил: «Я слышал за собой крик гяуров». Кто такие гяуры? (по Ожегову: Гяур - Человек иной веры)
  3. У Казбича был «бешмет всегда изорванный». Что такое бешмет? (Бешмет-а, м. Одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно прилегающая в груди и в талии и доходящая до колен) Слайд 3
  4. Бэла сказала Печорину, что «галуны на нем золотые». Что такое галуны? (Галун-а,м. Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде) Слайд 3

ДУЭЛЬ 2 «Княжна Мэри»

«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)

(Ведущий раздаёт 3-й и 4-й командам карточки с характеристикой и вы­сказыванием литературного героя.)

Для команды 3

Задание 1 Чей это портрет?

♦ «Он хорошо сложен, смугл и черноволос ... закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно... Производить эффект — их наслаждение...»

Задание 2 Кому принадлежат слова?

♦ «Что для меня Россия!., страна, где тысячи людей, потому что они богаче меня, будут смотреть на меня с презрением...»
Ответ: Грушницкий.

Для команды 4

Задание 1 Чей это портрет?

«Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин...»

Задание 2 Кому принадлежат слова?

♦ «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Ответ: Печорин.

«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла)

(Ведущий задаёт вопросы дуэлянтам)

Слайд 5

Для команды 3

Вопросы

  1. Как вы оказались на водах? (Вдействующем отряде был ранен в ногу и поехал на воды на неделю раньше Печорина)
  2. Что стало причиной заговора против Печорина? (Высокомерие Печорина, который считал себя выше «водяного общества»)
  3. Каковы условия дуэли? (Стреляться на шести шагах в пяти верстах в глухом ущелье. Убитого — на счёт черкесов. Друзья решили зарядить только один мой пистолет хотели только постращать.)
  4. Какое у вас звание? Имеете ли вы награды? (Юнкер, имею Георгиевский крест)

Для команды 4 

Вопросы

  1. Вас княжна Мери считает опасным человеком, даже хуже убийцы. Как вы думаете, почему?
  2. Какую книгу вы читали в ночь перед дуэлью? («Шотландские пуритане» В. Скотта)
  3. Произнесите свои слова, подводящие итог дуэли с Грушницким. («Финита ля комедия»)
  4. В ночь перед дуэлью, размышляя о прожитой жизни, вы признаётесь себе, что ваша любовь никому не принесла счастья, потому что любили для себя, для собственного удовольствия. Какую роль вы играли в руках судьбы? (Топора)

«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов)

Задание для дуэлянтов

♦ Объясните смысл слов Печорина: «Заснул сном Наполеона после Ватерлоо».

Ответ: Проиграв битву при Ватерлоо в 1815 году, где решалась судьба его империи, Наполеон, по преданию, проспал более полутора суток.

(Пока дуэлянты подготавливают ответ на задание, Ведущий задаёт вопросы секундантам.)

Вопросы секундантам (цена ответа – 2 балла)

  1. Как молодёжь прозвала доктора Вернера, чья одежда была постоянно чёрного цвета? (Мефистофель)Слайд 6
  2. Сколько лет Грушницкому? (На вид ему можно дать 25лет, хотя ему едва ли 21 год)
  3. О мужчинах «водяного общества» Печорин писал в дневнике: «Они франты: опуская свои оплетенный стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы...» Как вы понимаете выражение «академические позы»? (картинные, искусственные)
  4. О Грушницком в романе сказано: «Грушницкий – юнкер. Он только год на службе». Кто такой «юнкер»? (вольноопределяющийся из дворян, вступивший в службу нижним чином)

(Дуэлянты дают ответ на решающее задание. Жюри определяет победителя.)

ДУЭЛЬ 3 (ФИНАЛ) «Фаталист»

«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)

Слайд 7

(Ведущий раздаёт выигравшим командам карточки с характеристикой и высказыванием литературного героя)

Для команды 1

Задание 1 Чей это портрет?

♦ «Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, — всё это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».

Задание 2 Кому принадлежат слова?

«Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута...»

Ответ: Вулич.

Для команды 2

Задание 1 Чей это портрет?

♦ «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

Задание 2 Кому принадлежат слова?

♦ «Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

Ответ: Печорин.

«ПУТЬ К БАРЬЕРУ»
(цена ответа 2 балла)

Ведущий задаёт вопросы дуэлянтам.

Для команды 1

Вопросы

  1. У вас редкая фамилия. Кто вы по национальности? (Серб)
  2. Товарищи ваши очень мало о вас знали: что вы храбр, говорили вы мало, но резко, никому не поверяли своих душевных и семейных тайн. Каковы всё-таки ваши увлечения? (Имел только одну страсть — к игре)
  3. Сколько стоило пари с Печориным? (20 червонцев)
  4. Где вы взяли пистолет, чтобы осуществить своё пари? (В спальне майора, я снял один из пистолетов, висевших на стене)

Для команды 2

Вопросы

  1. Объясните смысл вашего пари с Вуличем. («Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута...»)
  2. Как вам удалось обезоружить пьяного казака Ефимыча без жертв? (Ефимыча отвлёк есаул раговором, а я, оторвав ставень, бросился головой вниз в хату и схватил Ефимыча за руки, в дверь ворвались казаки, и преступник был связан)
  3. Смысл последних слов Вулича был понятен только вам. Какие это были слова? («Он прав»)
  4. Какую карту вы подкинули вверх по просьбе Вулича? (Червонного туза)

ВЫСТРЕЛ

Задание для дуэлянтов (цена ответа 5 баллов)

Вулич перед смертью сказал: «Он прав»? Что он имел в виду? Фаталист ли Печорин, по вашему мнению?

(Пока дуэлянты подготавливают ответ на задание, Ведущий задаёт вопросы секундантам)

Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла)

  1. Смысл какого слова Печорин попытался объяснить Максиму Максимычу? (Предопределение)
  2. Где происходят события, описанные в повести «Фаталист»? (В казачьей станице)
  3. Объясните смысл латинского выражения «рго etcontra». Автор пишет: «Каждый рассказывал разные необыкновенные случаи «рго etсontra». (с латинского — «за и против» («взвесить все за и против»)
  4. Как звали Печорина? (Григорий)

Дуэлянты дают ответ на решающее задание. Жюри определяет по­бедителя викторины, проходит награждение победителей.

Библиотекарь:

Слайд 8 + отрывок из многосерийного художественного фильма «Герой нашего времени» (2006) (автор сценария: Ираклий Квирикадзе, режиссёр-постановщик: Александр Котт)

У памятника Лермонтову

Ты стоишь, не знающий покоя,

Молодой, уставший от дорог,

Думаешь над новою строкою –

Так, как ты лишь думать мог.

Ты ещё, наверно, не заметил:

Отшумели тысячи дождей,

Миновало более столетья

Бесконечной юности твоей.

Золотятся, как и прежде, нивы,

Пахнет воздух хлебом и жнивьём.

Голос твой свободно и счастливо

Входит гостем в каждое жильё.

Жить и жить в граните и металле

Вечно юной пламенной душе!

Слышишь, как деревья зашептали:

«С днём рожденья, дорогой Мишель…».

М. Кириллов

Оценочная таблица для жюри

Дуэль 1

 
Печорин
Казбич
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)
Вопрос 1
Вопрос 2
   
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла)
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
 
				
«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов)
   
Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла)
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
   
ИТОГО
   


Дуэль 2

 
Печорин
Грушницкий
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)
Вопрос 1
Вопрос 2
 
 
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла)
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
 
 
«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов)
 
 
Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла)
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
 
 
 
ИТОГО
 
 



Дуэль 3 (ФИНАЛ)

 
Печорин
Вулич
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)
Вопрос 1
Вопрос 2
 
 
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла)
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
 
 
«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов)
 
 
Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла)
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
 
 
 
ИТОГО
 
 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени[Текст]. – М.: АСТ. Олимп, 1996. – 480 с.
  2. Владимир Качан (стихи Леонида Филатова). Песенка о дуэлях[Электронный ресурс] – Режим доступа : http://yandex.ru/video/search?text. – Заглавие с экрана.
  3. Дуэль в России [Электронный ресурс.] – Режим доступа : http://wordweb.ru/2009/02/10/dujel-v-rossii.html. – Заглавие с экрана.
  4. Каримова, Р.З. Литературная дуэль : викторина, посвящённая роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» для уч-ся 9-11 кл. [Текст] // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №7. – с. 12 – 15.
  5. Михаил Кириллов. У памятника Лермонтову : стихотворение [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tarhani.virtbox.ru/wreath.html. – Заглавие с экрана.