«Тэффи и Зощенко – королева и король русской сатиры», лекция в университете «Новый старт»


Русская сатирическая литература начала ХХ века богата звучными именами писателей-юмористов. Но особое место в этой плеяде среди многих занимают Надежда Тэффи и Михаил Зощенко. Новокузнецкий поэт, методист Дома творческих союзов Ольга Витальевна Комарова в своей лекции, состоявшейся 27 января для студентов Университета старшего возраста «Новый старт» библиотеки им. Д.С. Лихачева, «Тэффи и Зощенко – королева и король русской сатиры» попыталась понять, как именно они стали властелинами читательских сердец.

 

Тэффи (Надежда Лохвицкая) была увенчана при жизни титулом «королевы русского смеха». Её сочинения печатались в крупных и наиболее известных газетах и журналах, пьесы шли в театрах, сборники рассказов и стихов издавались один за другим. Писатель Михаил Осоргин считал её «одним из самых умных и зрячих современных писателей». Иван Бунин говорил, что её рассказы, правдиво отражающие жизнь, написаны «здорово, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью». Её творчество высоко ценили Александр Куприн, Дмитрий Мережковский и Фёдор Сологуб. Она одинаково свободно входила и в круг символистов, и в круг противостоящих им акмеистов, что отразилось на её поэзии. Ольга Витальевна прочла лирические стихи Тэффи и её рассказ «Жизнь и воротник», направленный против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути, как погони за вещами.

В отличие от Тэффи, посмеивающейся над своими героями, Михаил Зощенко всегда стремился быть исправителем нравов. Он общался со своим читателем посредством героя-рассказчика, являющегося не исключением, а человеком своей среды.

 

Михаил Зощенко, которого писатель Алексей Ремизов называл «современным Гоголем», – автор многочисленных повестей, пьес, киносценариев был невероятно любим читателями. Но подлинную славу ему принесли маленькие юмористические рассказы, которые он публиковал в различных журналах и газетах: в «Литературной неделе», «Известиях», «Огоньке», «Крокодиле» и многих других. Им создан оригинальный стиль лирико-иронического повествования в рассказах 1920-1930-х годов. В своих произведениях автор никогда не унижал своего героя, а наоборот пытался помочь человеку избавиться от пороков. Смех Зощенко – не смех ради смеха, а смех ради нравственного очищения. В этом смогли убедиться студенты «Нового старта», прослушав в прочтении Ольги Витальевны два рассказа Михаила Зощенко «Валя» и «Жених».

В завершение лекции слушатели выразили желание продолжить встречи с новокузнецким поэтом Ольгой Комаровой.

 

Е. С. Кулакова, гл. библиотекарь, руководитель Народного музея семьи Рерихов
Библиотеки им.  Д. С  Лихачёва,
тел.: 61-02-97