«Картина совершенно реальная…»


30 мая 2017г. - юбилей художника

 

Не одно десятилетие читальный зал библиотеки «Куйбышевская» украшает картина известного российского художника Владимира Опара. Картина не оставляет равнодушным никого, а это доказательство таланта художника, неоднозначности его творчества.

Насколько он талантлив, красноречиво убеждает количество состоявшихся персональных выставок и большой список музеев и коллекций, которые приобрели картины В. Опара: Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский Музей, Московский Музей Современного Искусства, Государственная Новосибирская Картинная Галерея, Новокузнецкий художественный музей и др. Его произведения находятся и в частных, и в корпоративных коллекциях России, США, Канады, Франции, Германии, Израиля, Норвегии, Японии, Финляндии.

Картина, хранящаяся в библиотеке «Куйбышевская», называется «Вечером». На обратной стороне холста сохранилась надпись: «Владимир Опара. Вечером. Кемерово 1979-1984». Размер холста - 108 х 122 см. Этих сведений было недостаточно, чтобы отвечать на вопросы любопытных читателей, поэтому я, отыскав адрес электронной почты художника в интернете, написала ему и получила ответ.

Вот что сообщил о своей картине автор: «Картина написана в 1979. В это время я жил в Барнауле. У меня была очень маленькая мастерская - бывшее парадное в старом доме, наверное, метров 14 квадратных, в старом городе, в городе, где я родился. Дом, где я провел детство - это то же старый город, 6-ая Алтайская улица, на пересечении с Красноармейским проспектом. Дом купила моя бабушка, когда бежала от раскулачивания. Дома и этой улицы теперь нет. Снесли.

На картине изображена улица Анатолия (Барнаул). По этой улице я ходил в мастерскую. Картина совершенно реальная, реальный дом, реальное окно, реальные люди. Картин из этой серии несколько. Одна из них «Ремонтный трамвай», находится в музее Новокузнецка. … Это то же улица Анатолия. Снег, старые дома, ремонтный трамвай».

В Новокузнецком Художественном музее находятся картины: «Ремонтники путей», «Натюрморт», «Петр Шелудько - шахтер из Прокопьевского», «Художник Ге пишет «Голгофу», «Джамбул. Вечер». Картины, хранящиеся в Новокузнецке, относятся, к так называемому Сибирскому периоду художника (1974 - 1990 гг.).

Творческий путь художника принято делить на Сибирский и Московский периоды. Как отмечают искусствоведы, уже в ранних работах молодого художника намечен весь дальнейший путь - поиск своей дороги в творчестве, искренность, открытость, стремление к высотам мирового искусства. В том, что некоторые его картины находятся в Новокузнецке, нет ничего необычного. Владимир Опара родился в 1952 г. в Барнауле. В 1974 г. он окончил физико-математический факультет Барнаульского педагогического института. В 1978 г. поступил на художественно-графический факультет Омского педагогического института. В 1981 году он приехал в Кемерово, а в 1984 году переехал в Новокузнецк. Этот период творчества был насыщен творческими командировками, поездками, предоставляемые молодым Союзом художников. В те годы В. Опара рисовал металлургов, шахтеров, шахтерские поселки. Его интересовали люди, их нелегкий труд и такой же тяжелый быт.

В 1984 году открылась первая персональная выставка Владимира в Доме Художника в Кемерово. Но выставку через неделю закрыли, чиновникам не понравился «мрачный» колорит его произведений. Талантливому молодому художнику сложно было вписаться в художественную среду Сибири, но он много и напряженно работал, именно тогда он обратился к Библейским сюжетам. В 1989 году В. Опара написал «Поцелуй Иуды», картину, которую приобрела «Третьяковка».

В 1990 году Владимир с семьей переехал в Москву. В эти тяжелые годы для страны и для его семьи, художник написал несколько серий работ на бумаге. Наиболее известные работы: «Храм 1», «Храм 2», «Храм 3», «Несущий Крест». Более 50 работ этой серии сейчас находятся в частных коллекциях в США. На холстах, написанных позже, в 1992 - 1993 гг., показан драматизм времени, трагедия сопоставимая с Библейскими временами: «Как он закричал», «Крест для героя» и др. Несколько картин, созданных в этот период, приобретены Государственной Третьяковской Галереей - это «Автопортрет», «Распятый», «Строительство Башни». Позже в своих произведениях - «Суббота» (2008 - 2009 гг.), «Воскресенье» (2008 г.), «Что бы мне прозреть» (2009 г.) автор использовал разработанную им технологию, превращая живопись в объекты.

Сегодня Владимир Опара член Московского союза художников, член Ассоциации голландских художников PULCHRI STUDIO. Участник более чем 120 групповых выставках в России и за рубежом. 30 персональных выставок художника прошли в США, Нидерландах, Латвии и России.

В настоящее время Московский музей современного искусства представляет выставочный проект художника Владимира Опара «Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте». Впервые художник показывает свои проекты, ранее представленные в Германии, Голландии, Латвии, России, как единое целое. В проект включены видео инсталляции и работы, созданные в различных медиа, экспрессивно-фактурные живописные произведения начала 90-х годов, знаковые для художника масштабные медиаинсталляции «Песни Аватаров», «Депортация», «Линия горизонта». Инспирированные различными событиями, произведения складываются в целостную, отчасти биографическую историю.

30 мая у художника юбилей. Поздравляем Владимира Опара с Днем рождения, мы горды тем, что храним картину современного талантливого художника.

 

Литература:

  1. Владимир Опара : [каталог выставки] : Выставочный зал «Арбат», Москва, 2-20 августа 1990 г. - М., 1990.
  2. Из истории художественной жизни Новокузнецка, 1930-1990-е годы : справочник выставок, биобиблиогр. словарь / Новокузнецкий художественный музей ; [авт.-сост. Данилова Л.]. - Новокузнецк, 1999 . - С. 199-200.
  3. Опара Владимир [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.artuser.ru/person/opara-vladimir. - Загл. с экрана.

     

 

Т. Г. Зеленина, зав. библиотекой «Куйбышевская»,
тел. 73-31-61