Лекция А.С. Сазыкина о поэзии В. Маяковского


30 октября в творческой гостиной Центральной городской библиотеки им. Н.В. Гоголя прошла очередная встреча интернет-проекта «Живое слово». Она была посвящена поэзии Владимира Маяковского.

Личным представлением о творческой судьбе одного из выдающихся поэтов советской эпохи, прославившего в своей поэме наш город, поделился Почетный читатель нашей библиотеки, известный филолог - Анатолий Семенович Сазыкин.

Перед началом встречи зрители имели возможность проникнуться темой предстоящей встречи, посмотрев фильм «Культ Личности. Маяковский глазами Дмитрия Быкова».

А.С. Сазыкин поблагодарил любителей поэзии, собравшихся в очередной раз в библиотеке для того, чтобы поговорить о малознакомом сегодняшнему поколению поэте. Сам Анатолий Семенович с позиций нового столетия видит в Маяковском уже не «агитатора, горлана-главаря», а, прежде всего, сомневающегося и очень страдающего человека, обращающегося к потомкам с надеждой на понимание:

«Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят - что ж,

по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь...».


Почему Маяковский - «существо это странного нрава» - так и остался одинокой звездой на небосклоне русской поэзии XX века? Почему его самоубийство сегодня более обсуждаемо, нежели его творчество? И как его гибель смягчила сталинскую «культурную политику», - такие сложные темы нашли свое отражение в монологе нашего гостя о поэте, который «обладал духовным авторитетом» и был «ни в чем не повинен».

Сталин смастерил из него икону революции, провозгласил самым лучшим и талантливым, чем на самом деле второй раз «убил» поэта, сделав его личность удобной фигурой для собственного курса «ренационализации». Благо сила стихов Маяковского позволила пережить и сталинскую эпоху, и последующие времена. Ведь Маяковский очень мастерски «в непоэтические времена нашел для поэзии нишу», «создал систему приемов», благодаря которым до сих пор сразу узнается. А понимание поэта, хоть и трансформировалось вместе со сменой политических эпох, но не сможет низвергнуть его величия и изменить места в русской поэзии 20 века.

Эпитеты, которыми одарил поэта А.С. Сазыкин: «трогательный и сентиментальный», «противник любого насилия» с «неприлично сильными чувствами» в стихах. В. Маяковский, по мнению Анатоля Семеновича, прежде всего поэт трагический. В чем же причины личной и творческой трагедии поэта и пытался выяснить А.С. Сазыкин, обратившись к фактам биографии поэта. Показав как в революционной атмосфере «всеобщего возбуждения» происходило поэтическое становление Маяковского на фоне увлечения футуризмом, на фоне его поведенческих и творческих «хулиганств», на фоне того, как «бесценных слов мот и транжира» бросал вызов обществу, рождая извечный конфликт «поэта и толпы».

Многое в судьбе поэта обусловлено участием Женщины. Неслучайно у поэта возникал вопрос, как «без мук целовать, целовать, целовать»… Очень подробно А.С. Сазыкин остановился на судьбе Лилии Брик, в муках любовных страданий по которой рождались нетленные шедевры Маяковского.

Гости встречи смогли также узнать, как Маяковский пришел в поэзию, как принял революцию, почему начал писать агитки, «наступив на горло собственной песне». А.С. Сазыкин коснулся и отношений с С. Есениным, пытался очертить круг причин, приведших поэта к самоубийству. А завершил встречу рассуждением о месте поэта в русской поэтической традиции, о его поэтических пророчествах и удивительной злободневности «великого мастера языка».

Безусловно, забывать В. Маяковского нельзя! И потому, что он вошел в мировую культуру как поэт, и потому, что остался в истории мировой культуры как создатель нового искусства - революционного плаката!




 

 

Ждем всех не ленных душой на мероприятия наших проектов! Следите за афишей на наших сайтах!



Впечатлениями от встречи делилась: Е.Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу,
e-mail:
protopopova@libnvkz.ru.

Фоторепортаж: О.Д. Анчокова, нач. отдела абонемент,
тел. 74-73-87.

Видеорепортаж: С.В. Загнухин