Валиулин В. От живописцев-фронтовиков

В салоне “Художник” центральной городской библиотеки имени Н.В. Гоголя проходит выставка новокузнецких живописцев-фронтовиков, посвященная 65 летию Победы в Великой Отечественной войне. Собственно, это даже не просто выставка, а часть художественного проекта “Сквозь дымные сны”, начало которому было положено еще в 2001 году его автором искусствоведом Галиной Степановной Ивановой.

На выставке представлены работы восьми авторов. Пятеро из них уже ушли из жизни, отчего на всей экспозиции лежит оттенок легкой грусти, ощущаемой еще и потому, что в майские дни вся страна заново вспоминает подвиг народа, победившего в той жестокой войне.

Выставка состоит из живописных и графических работ, что, по словам Галины Степановны, придает ей особую атмосферу, помогает отчетливее ощутить достоинства той и другой техники, тех и других работ.

Интересен и примененный здесь принцип развески. Авторы не собраны каждый сам по себе, напротив, их работы перемежаются с другими, пейзажи соседствуют с натюрмортами, работы профессиональных художников оттеняют полотна художников-любителей, а широкие индустриальные ландшафты подчеркивают камерность плодов природы.

Вот имена авторов: Александра Холодова, Александр Выпов, Ярослав Курдюмов, Михаил Васильев, Анатолий Карманов, Владимир Максимов, Александр Холодов и Иван Ковалкин.

Они все разные, и работы их датированы разными годами, расстояние между которыми протянулось в полвека, но вот что интересно: сойдясь вместе на этой выставке, они вдруг стали цельным явлением. Что объединяет их? Дух фронтового братства? Любовь к родным краям? Мастерство?

Никто ведь не собирал работы художников специально. Одни принесли сюда сами авторы, другие - их друзья и родственники. Картины Владимира Ефремовича Максимова вообще приехали из Гурьевска и, что удивительно, очень органично вписались в экспозицию художников-новокузнечан. На стене выставочного зала они соседствуют с пейзажами Александра Ивановича Выпова - тонкими и прозрачными. Александр Иванович - “золотой” выпускник Ростовского художественного училища, за плечами Владимира Ефремовича заочный народный университет имени Н.К. Крупской, но их работы - русский север Максимова и эпические сибирские пейзажи Выпова - одинаково впечатляют.

В экспозиции вообще главенствует принцип парности: крепкие натюрморты Ярослава Владимировича Курдюмова словно подсвечиваются серебристыми индустриальными пейзажами Александра Сергеевича Холода, а яркий акварельный букет Александры Васильевны Холодовой играет новыми красками хризантем рядом со светлыми пейзажами Александра Выпова. Кстати, Александра Васильевна вспоминала, что на всех ее выставках Александр Иванович дарил ей букет цветов и говорил: “Это новый натюрморт”. И она писала их, оставляя жить на холсте.

Здесь же рядом с ними мифологические, сказочные пейзажи Ивана Михайловича Ковалкина и изысканная живопись Михаила Николаевича Васильева.

Анатолий Иванович Карманов представлен одной картиной “Зимний день” 1953 года. Она и располагается одна, как прощальный привет большого художника.

Не все из художников, представленных на этой выставке, коренные новокузнечане, но вот что удивительно. Приехав сюда однажды, они уже не захотели покидать Кузнецкий край, как ни звали их обратно друзья и родные. Покоренные Сибирью, ее природой и людьми, они, каждый по-своему, славили ее в своих произведениях. И за это им - особая благодарность.

 

Валиулин, В. От живописцев - фронтовиков [Текст] / Владимир Валиулин // Кузнецкий рабочий. - 2010. - 27 мая (№ 36). - С. 6 : фото.