Валиулин В. Приглашает "Иллюзион"

В библиотеке имени Н.В. Гоголя вновь перемены. Культурно-образовательный центр преобразован в центр культурных программ. Задача нового центра - разработка культурно значимых проектов. Первый проект начал работать одновременно с открытием нового центра. Это фестиваль лучших советских фильмов о войне, созданных режиссерами, прошедшими через горнило Великой Отечественной наяву, а не по чужим воспоминаниям знающими тягость военных буден и величие боевых побед.

Фестиваль, его название “Долгие версты войны”, проходит в кинозале “Иллюзион”, в который после небольшой реконструкции превратился актовый зал библиотеки. Отличие этого кинозала от тех, что открываются сейчас в развлекательных центрах, в том, что показываться тут будут фильмы, снятые на целлулоидную пленку и смонтированные, порой по сантиметру, руками самих режиссеров. Есть, считает главный киновед города Любовь Кирилловна Самошкина, ведущая фестиваля, некая магия в таких пленках, хранящих, как картины художников, творческую энергию режиссеров. Вдумчивый зритель может эту энергию ощутить и воспринять.

Демонстрироваться фильмы будут на широком экране кинопроекторами еще той, прошлого века, киноэпохи. В общем, обещают организаторы кинофестиваля, его зрители увидят не только лучшие советские фильмы о войне, но и ощутят эффект присутствия в том, дорогом для истинных киноманов, времени.

Первый кинопоказ в новом кинозале уже состоялся. Зрителями стали студенты Новокузнецкого филиала-института Кемеровского госуниверситета и учащиеся нескольких городских школ и лицеев. Организаторы фестиваля приготовили им для просмотра знаменитый документальный фильм режиссера Михаила Ромма “Обыкновенный фашизм”. Молодежная аудитория - особенная, и у организаторов были некоторые волнения по поводу того, как она воспримет совсем не простую ленту о той далекой войне. Тем более что современные фильмы о войне, в большинстве своем снятые по типу голливудских боевиков, скорее скрывают, нежели открывают правду о войне.

Но волнения организаторов оказались напрасными: ведь представляла фильм сама Любовь Самошкина - наш талантливый и, без сомнения, лучший специалист в области кино. Правда, и Любовь Кирилловна, как она призналась позже, не избежала волнения, но ее горячее желание донести идею и смысл фильма до зрителей, сплавленное с большими знаниями, и стало волшебной субстанцией, отворившей души зрителей. Не ошибусь, если скажу, что те несколько киноманов, которые тоже были на этом просмотре, уже предвкушают новую встречу и с Любовью Кирилловной Самошкиной, и с легендарными кинолентами о войне.

Михаил Ромм снял “Обыкновенный фашизм” в 1965 году, в год 20-летия Великой Победы. Его, уже известного киномастера, привлекла возможность сказать о прошедшей войне нечто такое, что одинаково отзвучало бы в сердцах разных людей. Да и время было непростое: в Европе поднимали головы неонацисты, а некоторые политические деятели предлагали вообще поставить точку на этой теме. “Документальное кино может кричать”, - говорил Ромм. Но то, что он снял, был даже не крик, это был гром, тем более ошеломляющий, что будил самые невосприимчивые зрительские души.

Я в этом убедился воочию. Сидевшие рядом студенты, припозднившиеся к началу, долго не могли войти в действо просмотра: посмеивались, переговаривались, бросали едкие замечания. На экране неспешно шли кадры мирной жизни: дети, студенты, прохожие... И вдруг этот мирный ряд разрезал снимок с вмерзшими в снег телами мирных жителей. Пронзительная тишина накрыла кинозал. Смешки замерли и больше уже не повторялись. Действо на экране цепко взяло наше внимание и уже не отпускало его.

Могу уверить, тех документальных кадров, которые проходили на экране, молодые зрители не видели никогда. Они потрясали, заставляя вдумываться и сопереживать. Вот кадры из лагеря смерти Освенцим, где в один день в кремационных печах гибло 5 тысяч человек. 100 дней, и нет такого города, как Новокузнецк. А вот Гитлер говорит: “Я освобождаю людей (немцев. - В.В.) от контроля разума”. И ты понимаешь, зачем: разумный человек никогда не станет уничтожать себе подобных, вычеркивать из книги жизни целые народы, разрушать великие творения культуры.

Два с лишним часа идет фильм, но их не замечаешь. Фильм смотрится на одном дыхании и потому, что его создавал великий режиссер, и потому, что материал, представленный в нем, уникален.

О материале. В Нюрнберге, на процессе против фашистов, было собрано 9 тонн обвинительных актов. Часть их использована в фильме. Но есть среди документов и особенные, из личного архива Гитлера. При захвате нашими войсками рейхсканцелярии были обнаружены кожаные мешки с фотографиями фюрера. Их никто не хотел брать, людей охватывало чувство омерзения при взгляде на них.

Все же один советский офицер один мешок взял и со знакомым летчиком отправил в Москву. Летчик долго носил его по московским учреждениям, пока не пристроил на “Мосфильме”. Ромм позже говорил: “Это счастье, что у нас есть кожаный мешок с фотографиями”.

После просмотра фильма на многих юношеских глазах блестели слезы. Значит, фильм был понят и оценен. Не зря в том же 1965 году королева Бельгии вводила просмотр “Обыкновенного фашизма” в школьную программу, а сейчас звучат призывы показывать его скинхедам. Пусть знают, какой идеологии они пытаются следовать.

Общая оценка зрителей и сотрудников нового центра: первый показ удался. Теперь очередь за игровыми фильмами. “Пусть возвращается в жизнь, - говорят организаторы кинофестиваля, - наше старое доброе кино. А с ним пусть возвращаются и те человеческие чувства и отношения, которые мы порастеряли на ухабах последних двух десятилетий”.

Итак, новый кинозал “Иллюзион” открыт и ждет своих зрителей.

К 65-летию Победы

Кинофестиваль

“Долгие вёрсты войны”

26 апреля. Открытие фестиваля.
“Баллада о солдате”.
Актовый зал. Начало в 12 час.

27 апреля. “Иваново детство”.
Актовый зал. Начало в 17 час.

28 апреля. “Зимнее утро”.
Актовый зал. Начало в 17 час.

29 апреля. “Проверка на дорогах”.
Актовый зал. Начало в 17 час.

Валиулин, В.    Приглашает "Иллюзион" // Кузнецкий рабочий. - 2010. - 22 апреля (№ 45). - С. 6 : фото.