Рецензия на книгу В. Мишина "Вечный круг"



ОбложкаРецензия на книгу:  Мишин (Сибиряк) Владимир. Вечный круг / Владимир Мишин (Сибиряк) – Омск: Изд-во Ом ГТУ,  2018. - 360 с. : ил.

Не случайно Владимир Павлович Мишин взял псевдоним «Сибиряк». Он родился в Новокузнецке в далеком 1956 году. С родными местами для него связано все: и жизнь, и трудовая деятельность, и творческие поиски.

Владимир Павлович - инженер по образованию; долгие годы проработал на Кузнецком металлургическом комбинате и на Запсибе.

Что заставляет человека, прошедшего долгий трудовой путь, взяться за перо? Желание подвести итоги, поделиться жизненным опытом, мыслями, чувствами? А может, потребность духовного роста, вечные поиски истины и смысла жизни?

Кто понял жизнь, живет уж не спеша.
Он просто каждый день смакует.
Он наблюдает, как поет душа…

Автор назвал свою книгу «Вечный круг». Как времена года сменяют друг друга, так и возрастные периоды человеческой жизни неизменно приходят один за другим; каждый приносит свои радости, надежды, а порой и разочарования. Мысль, конечно, не новая.

И птицы, собираясь в стаю…
К зиме готовятся…
И все летят на юг!
И вдруг природа замолкает…
И это вечный круг!

Сборник состоит из стихотворений и коротких рассказов, разделенных на 6 циклов. 4 из них посвящены временам года, остальные 2 называются «О любви и не только» и «Крик в пустоту».

Книгу открывает цикл «Леди Осень». Чувствуется, что это любимое время года В. Мишина. Автор посвятил проникновенные строки золотой листве Пушкинского парка и неповторимой красе осенний тайги.

Метафоры подобраны удачно. Автор щедро «разбрасывает» яркие краски, достойные любимого времени года. Еще бы:

Не умеет осень
Аккуратно красить.
Расплескала краски
По лесам, полям.
Петроградская осень с.26

Осень для Владимира Мишина – и «девочка… в красных сапожках и жёлтом плаще», и «осень молодая, в золотой парче» «Вальс Бостон» с.14. и «Ветреная женщина» (с.16) и «Кокетка осень» (с.25), из одноименных стихотворений. Что ж, в этом многообразие жизни.

Хорошо начало стихотворения «Ветреная женщина», удачно продолжение темы:

И пошла по улице с ветром по пути.
Осень золотая, ты за все прости!
За тобою изморозь прошагала вслед.
Что же ты наделала? Золота уж нет.

В этом четверостишии чувствуется ритм, рифмы удачны. Но нельзя же заканчивать стихотворение такой беспомощной рифмой:

По мосточку тихо речку перешла
Но печаль оставила в сердце навсегда.

К сожалению, в стихотворениях Владимира Мишина часто нарушается стихотворный размер, не всегда автор подбирает правильные рифмы. Вот стихотворение «Осенний перрон»(с.15). Интересны мысли человека, который долго не замечал, что молодость уходит. Молодость, согласно поэтическому сравнению - лето жизни. Лирический герой внезапно попадает на осенний перрон из августа, оставшегося «Там, за горами»:

Опоздал в летний день.
На часах уже осень,
Но дыхание лета
Еще на щеках…

Далее следует упрек машинисту, который опоздал в лето, потому что «стоял у всех светофоров»:

Ты дождался, что лето,
Потихоньку ушло
Я стою на перроне,
Дожидаясь рассвета,
А ушедшее лето,
Словно видел в кино

«Лето – рассвета»: рифма полноценная, хотя и «дежурная». Но «ушло» – «в кино»? Эти слова не рифмуются, поэтому пропадает доброе впечатление от стихотворения, которое очень хорошо начиналось. К слову «ушло» и к слову «кино» можно было подобрать полноценные рифмы.

Зимний цикл В. Мишин озаглавил в стиле русской песенной традиции: «Зимушка – Зима». Нет уже осеннего буйства красок, но поэт стремится рассмотреть за бесконечной белизной все краски сурового времени года:

Сто оттенков белого, синего, мрачного…
В небе редко бывает и цвет золотой.
Зато серебра много и тоннами.
«Краски зимы» (с. 44).


Снег, иней часто сравнивают с серебром. Но если сказано «много», зачем добавлять «и тоннами»? Или наоборот: если считать серебро «тоннами», незачем уточнять, что тонна – это много. Читатели знают!

Стихотворение «Цветок снежной королевы» (с.46) представляется более удачным:

Я по тундре… По белому снегу…
Там где нет ни машин, ни дорог.
Я по краю, по белому свету
Прошагал и себя превозмог.

Но зачем же в конце стихотворения рифмовать слово «цветок» с этим же словом? Найти рифму к нему – не проблема:

И дошёл, любовью согретый,
А в руках я держал цветок
Ледяной… С макушки планеты…
Королевы Снежной цветок!

Весенний цикл называется «Девочка – весна». Автор не просто отразил весенние настроения, у него весна - именно сибирская. Стихотворение «Помогите Весне!» (с.70), например:

Ну, зачем же ты к нам спешила сюда,
В край суровый с плохими дорогами?
Больше нет Весны, все Зима, Зима.
Тут медведи кругом с берлогами.

И в этом же стихотворении звучат социальные, злободневные мотивы:

Только денег нет, значит быть беде.
Будет спать страна, если выживет.


В стихотворении «Разгуляй» (с.83), слышатся мотивы народной плясовой песни:

Эх, разгулялась, распогодилась весна!
Солнце в небе раскалилось докрасна.

И опять, автор находит удачное, выразительное начало для стихотворения, но заканчивает его неточной рифмой:

Хорошо у нас гуляют на селе!
Денег нет, но все довольные вполне!

Народные, песенные интонации звучат и в стихотворении из другого цикла «О любви и не только». Оно называется «Воля» (с.164). В отличие от «Разгуляя», в нем чувствуются не плясовые мотивы, а «минорный» настрой:

Не поет та птица, все грустит по воле.
Нет гнезда родного. Долюшка ты, доля…
Нет на этом свете ничего дороже.
Ей нужна свобода, да и всем нам тоже.

За весной приходит «Лето, ах лето». Стихотворение «На Казыре» (с.98), посвящено сибирской реке, красоте родной природы. Его отличает четкий ритм, передающий движение волн бурной реки.

На Казыре-реке,
Где вода шумит водопадом,
Где на гребне волны
Плот, как щепку бросает вперед.
Я рулю на плоту,
Что есть силы гребу! Выплыть надо!
Здесь дремать неуместно…
Будет скоро крутой поворот.

О красоте нашего края, кажется, сказали все, что только можно сказать, но Сибирь не устает удивлять:

Не найдете нигде вы,
Чтобы было в природе
Летом 40 по Цельсию,
А зимой сорок пять.

Так пишет В. Мишин в стихотворении «Сибирь» (с.142), которое входит цикл «О любви и не только».

Интересно стихотворение «Поздняя любовь», из этого же цикла (с.123). История женщины, жизненная драма, открывается перед читателем как бы случайно, мельком, в виде диалога, услышанного «в вагоне прокуренном». Однако автору удалось раскрыть характеры своих героев:

Женщина… такая прекрасная,
Мужчина… седой ловелас.

Он что-то пытался ответить,
Она сказала:  - Прощай!
Как я могла поверить?
Ты просто как все! Негодяй!

Военную тему Владимир Мишин тоже не обошел вниманием. Стихотворение «Журавли» (с.151) перекликается с одноименным стихотворением Р. Гамзатова. Журавли для Мишина - живая связь между солдатами и теми, кто ждет воинов в тылу.

Вот так бывает на войне…
А журавли летят все вдаль.
Туда – к жене, теперь к вдове.
Они приносят лишь печаль.

«Откровение матери» (с.279) - продолжает военную тему.

Схоронила последнего… Боже!
Как мне жить-то теперь? Не знаю!
И зачем? Им никто не поможет…
Да и я еще не святая.

Искренние, трогательные, доверительные интонации не оставят читателей равнодушными. Все 8 погибших сыновей живы в сердце матери:

А седьмой дошел до Берлина:
Расписался на вражьем Рейхстаге…
Только нет у меня больше сына…
А восьмой погиб в самой Праге.

Владимир Мишин – человек неравнодушный: и как поэт, и как гражданин. В сборнике есть стихотворения острой социальной и сатирической направленности. Извечный русский вопрос, со времен Н. Некрасова – «Кому на Руси жить хорошо?». Так назвал Мишин одно из стихотворений цикла «Крик в пустоту» (с.288). Кто же счастливец в нашей нынешней жизни?

Одни говорят: - Президент, депутат…
Послушаешь их – станешь жизни не рад.

И пенсий не надо! Работал – упал…
Народ похоронят… Ну что же? Устал.

Еще один вопрос – «Почему все не так?» (с.299). Поэт противопоставляет уровень жизни «власть имущих» с образом жизни «простого» народа:

Десять дней отдыхают зимою…
Но не здесь… «За бугром», вдалеке.
Там, где плещется синее море.
А мне снова сидеть на реке?

В этом стихотворении появляются сказочные мотивы – поэт мечтает поймать «рыбку золотую» «И отдать все желанья в народ».

«Лесной народ» (с.329) - настоящая сатирическая басня. Читатель встретится со старыми знакомыми:

Осел, баран, мартышка
и косолапый мишка
Сидели в думе чинно:
Их выбрало зверье.

Далее следует парадоксальное, но, увы, правдивое описание «беспредела»:

Ужа узлом связали, лисе закрыли рот.
А волк не ел баранов, а все наоборот…

Не обошел вниманием Владимир Мишин вечную тему поэта и поэзии. Одно из стихотворений осеннего цикла называется «Это все написано мгновенно» (с.23).

Нет. Это все написано мгновенно.
И заготовок нет в душе моей.
Она поет и сочиняет для друзей…

Далее стихотворные строки сравниваются со снегом, который выпал неожиданно. Но это стихотворение не имеет удачного окончания: почему автор, начиная раскрывать тему поэзии, без видимой логики переходит к описанию  осенних свадеб? Тема поэзии стоит того, чтобы посвятить ей стихотворение полностью.

Что же делать, если «Не получилось стать поэтом»? (с.179). Так называется другое стихотворение В. Мишина той же тематики. Очевидно, искать простые жизненные радости:

Захотелось вдруг огурчик съесть,
И выпить водки под шашлычок с друзьями,
С гитарой звонкой у костра присесть.

Далее, автор признается, что:

Я не рожден писателем, поэтом,
Но муза иногда приходит в дом.

И поэтическое кредо:

Ведь все поэты словно в сказке,
Хотят весь мир перевернуть!
А муза помогает в этом…

Сатирическое стихотворение «Блошиный стиль» (с.195) - насмешка над поэтами, которые не желают прислушиваться к советам и критике, а пишут:

Не зная рифм и форм,
Надеясь на авось…

К чему это приводит? В любой области жизни достаточно «блох», которые добиваются успехов не умом и талантом, а мелочной въедливостью и умением «больно кусаться»:

…загрызут,
Сожрут, затопчут!
Блошиный стиль
Звучит везде, увы…
А блохи над поэтами
Хохочут.

Несколько слов о прозе, которая тоже входит в сборник «Вечный круг». Рассказы посвящены повседневным заботам и интересам нашего современника. Их сюжет - семейные отношения, работа на приусадебных участках, походы в лес: на охоту или за грибами. Автор описывает неожиданные встречи, забавные совпадения. Истории напоминают «байки», которые люди рассказывают в своем кругу, в хорошо знакомой компании, для интереса, даже для смеха – мол, хотите верьте, хотите нет.

Рассказ «Бархатцы» для многих станет откровением – речь пойдет не о милых оранжевых цветочках, а о грибах, с таким же названием, вырастающих раз в 5 лет. Какими целебными свойствами они обладают? Узнаете, прочитав эту историю. Рассказ «Мурло» познакомит читателей с замечательным охотничьим… котом.

Герой рассказа «Китайский «Лисапед» и моя любимая теща», прокатил любимую тещу с ветерком на китайском велосипеде с моторчиком от бензопилы. А из рассказа «Женские колготки и белые грибы», можно узнать секрет изготовления троса из капроновых колготок.

Рассказ «Ни света, ни лета» - размышления человека, который увидел лето только после выхода на пенсию. До этого он работал в цехе «с закопченными окнами при тусклом свете ламп». Отпуск приходилось брать только осенью или зимой. А кто такие «троцкисты – бухаринцы», сидящие во дворах на лавочках? Троцкисты – старики и старушки с тросточками, а бухаринцы – крепко пьющая молодежь.

Таким образом, Владимир Павлович Мишин, стремиться охватить в своем творчестве проблемы быстротекущей жизни, раскрыть непростое мироощущение нашего современника. Что удалось, а что нет – судить читателю.

Автору необходимо точнее и строже подбирать рифмы, более тщательно работать с каждым словом.

 

 

Н. М. Струц, ведущий библиотекарь отдела Абонемент ЦГБ им. Н. В. Гоголя,
тел. (3843) 74-73-87