Билибин Иван – «прямой продолжатель русского национального творчества» (12+)


16 августа исполнилось 144 года со дня рождения Билибина Ивана Яковлевича – широко известного книжного иллюстратора и театрального художника, который открыл читателям и зрителям мир сказок.

В историческом календаре «Иван Билибин – певец русской жизни» (2015 г.) говорится о том, что И. Я. Билибин родился в небольшом посёлке под Санкт-Петербургом в семье военного врача. В 1896 году окончил гимназию с серебряной медалью, а в 1900 году – полный юридический курс Санкт-Петербургского университета. С 19-ти лет Билибин учился в школе Общества поощрения художеств, а затем в Мюнхене, в мастерской Антона Ажбе, был учеником И. Е. Репина, под руководством которого окончил Высшее художественное училище Академии художеств. Более подробно о художнике рассказано в разделе «День в истории» на портале Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.

Род Билибиных восходит к XVII веку. Мальчик вырос в интеллигентной семье: отец был главным врачом в военно-морском госпитале, мать получила хорошее образование и серьёзно занималась музыкой, дядя был педагогом и автором учебников по алгебре и геометрии. Гимназическую серебряную медаль И. Я. Билибин получил за успехи в точных науках, но уже в гимназии он начал рисовать. Его отец был против профессиональных занятий живописью и по его настоянию юноша поступил на юридический факультет, но в свободное время от лекций писал сказки и сам их иллюстрировал.

В сентябре 1898 года, вернувшись в Санкт-Петербург из Мюнхена после нескольких месяцев занятий в художественной частной студии Антона Ажбе, И. Я. Билибин поступил в Санкт-Петербургскую рисовальную школу княгини Марии Тенишевойи обучался под руководством Ильи Ефимовича Репина. Зимой того же года он побывал на выставке Виктора Васнецова и под впечатлением от его картины «Богатыри» создал свои акварельные иллюстрации к сказкам «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» и «Царевне-лягушке». Лучшее полиграфическое предприятие того времени, Экспедиция заготовления государственных бумаг, заинтересовалась ими и заказала молодому художнику проиллюстрировать книгу русских народных сказок. С 1899 по 1902 года Иван Билибин написал серию иллюстраций к шести сказкам, и выпущенная книга сделала его знаменитым. Именно тогда сформировался и нашёл своих поклонников «билибинский» стиль.

Оценить всё его своеобразие можно, ознакомившись на портале Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина с работами И. Я. Билибина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». А также с такими оформленными им или при его участии раритетными изданиями, как «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых», подготовленный к 300-летию царствованию династии, «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года», «Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С. А. Князькова» и «Календарь русской революции».

Благодаря оформлениям И. Я. Билибина книжные издания становились произведениями искусства. Тонкие чёрные контуры фигур, заполненные акварелью, тщательная проработка деталей, выверенные композиции, эффектная подача образов, соединение декоративного и изобразительного искусства, фольклорные мотивы, тяга к орнаменту – все эти особенности книжных иллюстраций художника восхищали читателей и анализировались искусствоведами.

С 1907 года начинается сотрудничество художника с театрами. Билибин И. Я. оформил религиозную средневековую драму «Действо о Теофиле», а затем его пригласили в антрепризу Сергея Дягилева. Он разработал дизайн костюмов к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов», которая была поставлена на сцене парижской Гранд-Опера. Постановка прославила не только певца Фёдора Шаляпина, но и художника.

В 1908 году Билибин создал эскизы декораций к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок», оформил постановки «Садко», «Руслана и Людмилы», в 1910 году нарисовал костюмы для танцовщицы Анны Павловой к балету «Дочь фараона».

С начала 1900-х годов Билибин И. Я. сотрудничал с журналом «Мир искусства», и в 1904 году, после поездки художника по Вологодской и Архангельской губерниям, именно в этом журнале появилась его статья «Народное творчество русского Севера».

В 1917 году, не приняв революцию, Иван Билибин уехал за границу. Поселившись в Каире, он открыл свою мастерскую, а в 1925 году перебрался в Париж. С 1929 года И. Я. Билибин вернулся к работе театрального художника, получал заказы от разных театров мира. Не оставлял он и деятельности книжного иллюстратора, впервые обратившись к иностранной литературе – «Русалочке» Х. К. Андерсена. В 1936 году, благодаря знакомству с советским дипломатом во Франции Владимиром Потёмкиным, художник вернулся в родной город, который теперь уже назывался Ленинградом. Он преподавал во Всероссийской Академии художеств, продолжал сотрудничество с театрами и создавал иллюстрации к книгам.

Персональная выставка И. Я. Билибина в 1941 году не состоялась, так как началась Великая Отечественная война. Художник отказался эвакуироваться из блокадного Ленинграда и умер от истощения 7 февраля 1942 года.

 

 

Источник: портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина

Отв. за информацию: Е. С. Нехорошева, вед. библиотекарь ИЦОД,
тел. (3843) 74-00-91