Неизвестные факты об истории создания Медного всадника раскрывает Президентская библиотека (12+)


238 лет назад, 18 августа 1782 года, на Сенатской площади Санкт-Петербурга состоялось открытие памятника основателю города императору Петру I. Позднее, благодаря знаменитой поэме А. С. Пушкина, скульптура получила название «Медный всадник», хотя на самом деле изготовлена из бронзы. Месторасположение памятника было выбрано не случайно, так как рядом находятся основанные Петром I Адмиралтейство, Сенат и Синод, в здании которого сейчас располагается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

На портале Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина можно ознакомиться с многочисленными изображениями монумента, сделанные в разные эпохи, и уникальными материалами, раскрывающими историю создания одного из главных символов города на реке Неве. Среди них являются 17-ый том «Сборника Императорского Русского исторического общества» (1876 год), который включает переписку императрицы Екатерина IIс автором памятника Этьеном Морисом Фальконе, а также и другие раритетные документы.

Фото: Медный всадник

Екатерина II с огромным уважением относилась к своему великому предшественнику и говорила, что её главной задачей является продолжение строительства задуманной Петром I «храмины» - Российской империи. Мысль об увековечении памяти Петра I появилась у императрицы в 1765 году. По совету философа Дени Дидро, состоявшего с Екатериной II в переписке, для создания скульптуры она выбрала известного, но отнюдь не модного французского ваятеля Этьена Фальконе.

Договор со скульптором, который взялся закончить работу за восемь лет, заключал русский посланник в Париже князь Дмитрий Голицын. Князь особо отмечал такую черту Фальконе, как бескорыстие. Дмитрий Голицын предложил Этьену Фальконе вознаграждение в полтора раза меньше, чем запрашивали другие художники за подобную работу. Скульптор сам отказался от предложенной суммы и согласился на гораздо меньшие деньги.

Трудности начались уже на этапе обсуждения проекта. Некоторые советовали изваять Петра Iв образе римского императора, а другие предлагали соорудить памятник в виде фонтана, окружённого аллегорическими фигурами. Также присутствовали и курьёзные предложения: изобразить императора так, чтобы его правый глаз смотрел на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий. В результате Фальконе настоял на собственном видении памятника. Он изобразил Петра Iв движении, убрав детали, которые могли бы отвлекать внимание от образа царя-созидателя; роль полководца-победителя подчёркивают лавровый венок и меч; постамент в виде громадной скалы напоминает о преодолённых трудностях; а змея под ногами вздыбленного коня символизирует враждебные поверженные силы.

Когда пришло время подыскивать камень для подножия, Академия художеств «обнародовала его потребную величину – пять сажен длины, две сажени и пол аршины ширины, одну сажен и два аршины вышины». Вскоре в Академию явился крестьянин из деревни Лахта и сообщил, что в «6 верстах от берега Финскаго залива… находится огромный валун под названием Каменной горы». По местной легенде сам Пётр неоднократно всходил на него, чтобы обозреть окрестности. Для перевозки Гром-камня, как его ещё называли, были построены огромные сани, перекатываемые по желобам. Ежедневно 400 человек двигали их примерно на 200 метров. Стоявший на камне барабанщик подавал сигналы, делавшие усилия рабочих более дружными. Дотащив гранитный гигант до берега, его погрузили на специальное судно. 3 октября 1770 года, в восьмую годовщину коронования императрицы, «Гром-камень» прошёл под окнами Зимнего дворца и 7 октября был выгружен на Сенатской площади.

Когда модель скульптуры открыли для публики, Фальконе был задет за живое недоброжелательными отзывами, однако государыня по-прежнему посоветовала ему «смеяться над глупцами». Императрица также благосклонно приняла предложение скульптора: «На подножии статуи я поместил бы эту краткую надпись: Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая. Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не писать ничего более». В итоге была выбита надпись на русском языке и латыни, которая гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» с одной стороны монумента и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» – с другой, подчёркивая замысел императрицы: установить линию преемственности с деяниями Петра Великого.

Отливка скульптуры началась летом 1775 года. Но и на этом этапе не обошлось без неприятностей. Когда часть глиняной формы уже была заполнена, труба, по которой заливалась бронза, лопнула. Все рабочие в страхе разбежались, кроме пушечного литейщика Емельяна Хайлова, сумевшего остановить разлив металла. В результате отливка была завершена с небольшими погрешностями, но благодаря мастерству художника следов спайки практически не осталось.

Торжественное открытие памятника состоялось 18 (7) августа 1782 года. Вся площадь, окна и даже крыши соседних домов были заполнены народом. «По воспоследовании сигнала мгновенно слетели полотняные занавесы, скрывавшие памятник. Победоносные знамёна преклонились, звуки военной музыки, ружейная и пушечная пальба слились в один радостной шум. Обязанные своим существованием Петру: Петербург, русское войско, флот, Сенат приветствовали представшее пред ними величественное изображение основателя их».

 


Источник:
портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина

Отв. за информацию: Е. С. Нехорошева, вед. библиотекарь ИЦОД,
тел. (3843) 74-00-91