«Мир театра Николая Рериха»: художественно-музыкальная программа в рамках акции «Ночь музеев-2019»


В Международный день музеев, 18 мая, Народный музей семьи Рерихов библиотеки им. Д. С. Лихачева принял участие во всероссийской акции «Ночь музеев», приуроченной к Году театра в России.

В этот вечер посетители Народного музея семьи Рерихов стали участниками художественно-музыкальной программы «Мир театра Николая Рериха», которую подготовила руководитель музея Елена Станиславовна Кулакова.

Творческая биография известного русского художника Николая Константиновича Рериха тесно связана с театром. Он работал над оформлением балетных, оперных и драматических постановок с 1905 по 1944 годы к музыкальным произведениям Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера, пьесам А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка, Г. Ибсена. Постановки получили сценическое воплощение в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии.

Ведущая Зрители

В программе «Мир театра Николая Рериха» были представлены эскизы декораций и костюмов, выполненные Рерихом к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная», операм А.П. Бородина «Князь Игорь», Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Псковитянка», Р. Вагнера «Тристан и Изольда», драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Художник тесно сотрудничал со «Старинным театром» в Санкт-Петербурге, который занимался реставрацией и возобновлением давно забытых театральных постановок, Московским художественным театром, был постоянно востребован в «Русских сезонах» знаменитого русского театрального деятеля и антрепренёра С.П. Дягилева в Париже и Лондоне, работал по приглашению театров Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен-опера и других.

Рерих известен и как талантливый либреттист. Вместе с композитором Игорем Стравинским он работал над созданием либретто к балету «Весна священная», возрождающему космическое мироощущение древних славян. Рериху принадлежала идея воспроизведения в танцах старых обрядовых церемоний, что нашло отражение в экспрессивной музыке Стравинского и новаторской хореографии Вацлава Нижинского.

При оформлении декораций, Рерих нередко выступал первооткрывателем. Так в декорациях к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» он впервые в театрально-декорационной живописи ввёл на сцену крупный план, нашедший впоследствии широкое применение в кинематографе.

В музыкальную часть программы «Мир театра Николая Рериха» вошли видеозаписи балетных постановок Мариинского театра Санкт-Петербурга «Весны священной» и «Половецких плясок», арии из опер «Снегурочка» и «Тристан и Изольда» в исполнении Галины Маликовой и Нины Штемме.

Вторая часть музейной «Ночи» была посвящена музыке. Состоялся сольный концерт ансамбля скрипачей «Концертино» Детской школы искусств №55, лауреата международных и всероссийских конкурсов, «Концертино приглашает…». В концерте прозвучали музыкальные произведения Баха, Генделя, Брамса и известных современных композиторов.

Программа музейной «Ночи» в Народном музее семьи Рерихов вызвала живой отклик зрителей, отразивших в книге отзывов свои самые яркие впечатления и открытия.

Презентация Выставка
Декорации Концерт

 

 

Е. С. Кулакова, руководитель Народного музея семьи Рерихов
библиотеки им. Д. С. Лихачёва,
тел. (3843) 61-02-97