Коренные народы Кузбасса



Выставка «Коренные народы Кузбасса» расскажет вам, каким образом происходило заселение Западной Сибири, как складывались отношения между русскими и народами, населяющими территорию будущего Кузнецкого уезда, а затем и Кузбасса. Русские стали заселять Сибирь с конца XVI века, и уже к концу XVII века численность русских в Сибири превышала численность её разноплеменного местного населения.

Население, обитавшее в северных таёжных районах Алтая, в том числе и в Шории, жило преимущественно охотой на крупного копытного зверя и промышляло ценных пушных зверей, добывало железо, из которого изготовлялись различные изделия. После распада монгольской империи, примерно со второй половины XV в., Южная Сибирь, особенно Алтай, попадает под иго западно-монгольских или ойратских ханов. Эти ханы именовались в русских исторических документах «джунгарскими» или «калмыцкими». Господство длилось до середины XVIII в., т. е. до тех пор, пока Джунгария не была разгромлена маньчжурским императором Китая.

Телеутская землица (телеуты, теленгуты) – одно из алтайских племен, сыгравших заметную роль в истории не только алтайцев, но и других тюркоязычных племен Южной и Юго-Западной Сибири. Они занимались скотоводством, рыбной ловлей и собирательством, знали различные домашние промыслы.

Телеуты («белые калмыки»), которые принимали русское подданство, назывались «выезжие». Выезд телеутских семей на территорию Томского, Тарского и Кузнецкого уездов поощрялся при условии принятия российского подданства.

В XIX веке на Алтае были заложены основы «нового» миссионерства», хотя и раньше Русская Православная церковь старалась распространять христианскую веру среди народов, входящих в состав Российского государства. Изучение тюркских наречий позволило миссионерам свободно общаться с «язычниками» и объяснять суть молитв и обрядов. Первым миссионером Кузнецкого отделения был назначен Василий Иванович Вербицкий (1827-1890). Отец Василий поселился в казачьей станице Калтан Кузнецкого уезда, затем переехал в инородческий улус Кузедееевский.

В конце XIX века практически во всех отделениях миссии Кузнецкого уезда было по две миссионерских школы. Миссионеры способствовали развитию школьного образования, формированию литературного шорского и телеутского языков, созданию национальной литературы.

Шорские поселки с традиционным укладом жизни, культурой, обычаями и сохранившимся разговорным шорским языком находятся в отдаленных таежных местах в Таштагольском районе на речке Мрассу. Небольшая часть шорцев сегодня проживает в Хакасии. Телеуты – один из народов тюркоязычной группы сохранил национальное самосознание лишь в отдельных селах Новобачаты и Беково в Беловском районе и п. Телеут Новокузнецкого района.

Калмаки, как отдельная этническая группа сохранились в отдельных селах Кузбасса в Юргинском районе и в Яшкинском районе. Предки современных калмаков прикочевали на речку Искитим к Томскому острогу в 1662 году из Приобья из-за многочисленных междоусобиц кочевых племен. Они стали служить в «порубежных областях» конными казаками, за что получили указом от 1673 года необходимые им пастбища. Следующим малым народом здесь считаются сибирские татары. Это устойчивая сформировавшаяся из потомков татар Поволжья и Башкирии современная этнографическая общность. Проживают сибирские татары преимущественно в городах. В Кузбассе нет населенных пунктов, исключительно татарских, телеутских или шорских, все поселки здесь со смешанным этническим населением.

Малые народы Кузбасса дали стране целую плеяду выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства, спортсменов. Бережно в народе хранится память о Ф. С. Чиспиякове, замечательном преподавателе, писателе и основателе самобытной шорской литературы. В научном мире общеизвестен фольклорист, стоящий у истоков кафедры национальной культуры и шорского языка при Новокузнецком пединституте А. И. Чудояков. Чылтыс (Ольга) Таннагашева – одна из самых известных и самобытных артисток Кузбасса, исполнительница горлового пения, солистка Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Т. Штоколова, прототип героини романа немецкого автора Михаэля Эбмайера «Холодные ключи».

Цикл «Имя гордое – Кузбасс» рассчитан на весь период до июля 2021 года. Виртуальные выставки различной тематической направленности будут появляться каждые два месяца, всего их будет 15.

 

 


Пояснения к выставке:
Для отображения выставки на полный экран необходимо в правом нижнем углу титульной страницы виртуальной выставки выбрать самую правую иконку в виде двухсторонней диагональной стрелки (режим Fullscreen). Значки на изображениях являются гиперссылками, каждая имеет подсказку. 

 

 

Л. А. Суровец, гл. библиотекарь ИБО  ЦГБ им. Н. В. Гоголя,

тел. (3843)74-79-55.