Февраль



28 февраля 1893 года родился Всеволод Илларионович Пудовкин, кинорежиссер, сценарист, актер, теоретик кино, народный артист СССР (1948).


Биография
                                                 Фильмография                                                 Литература

 

Биография. Всеволод Илларионович Пудовкин (1893-1953)

Самым близким и понятным широким зрительским массам, самым доходчивым из режиссеров-новаторов первого поколения был Всеволод Пудовкин.

Его картины «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингис-хана» были самыми популярными из новаторских произведений периода расцвета немого кино.

Они привлекали своей темой — общей для всех трех произведений. Это была тема о хорошем, но темном, политически неграмотном человеке, перевоспитывающемся в революции и становящемся активным ее участником. Процесс перевоспитания происходил в сознании миллионов советских людей — рабочих, крестьян, интеллигенции, и произведения, искренне и правдиво раскрывающие этот процесс, находили горячий отклик в широких массах.

«Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингис-хана» привлекали высокой эмоциональностью, взволнованностью, которая выгодно отличала фильмы Пудовкина от многих произведений других новаторов.

Наконец, эти фильмы привлекали зрителя тем новым советским революционным реализмом, который впервые с такой силой обнаружил себя в «Броненосце Потемкине» и который они продолжали, углубляли и развивали.

Докинематографическая биография Пудовкина многим отличалась от биографий других новаторов первого поколения.

Пудовкин начал свою художественную деятельность уже в зрелые годы. В 1920 году, когда Пудовкин поступил в Московскую государственную школу кинематографии (будущий ВГИК), ему было 27 лет. В свое время он окончил гимназию, прослушал курс физико-математического факультета Московского университета, участвовал в первой мировой войне, некоторое время проработал на военно-химическом заводе.

Он многое передумал, перечувствовал и пришел к выводу, что сферой его деятельности должно быть искусство и именно кино. В нем он и решил работать.

В киношколе Пудовкин учился актерскому мастерству у Гардина, снимался у Перестиани (агитфильм «В дни борьбы»), исполнял обязанности ассистента режиссера и играл главную роль батрака Краснова в фильме «Серп и молот».

Одновременно с искусством киноактера Пудовкин изучает мастерство режиссера и сценариста. В 1921 году вместе с Гардиным он пишет сценарий, а затем с ним же ставит агитплакат о голоде в Поволжье «Голод ... голод ... голод ...». В том же году совместно с Гардиным он пишет сценарий полнометражного фильма «Слесарь и канцлер» (по пьесе Луначарского «Канцлер и слесарь»).

Но не удовлетворенный методом работы Гардина, Пудовкин вскоре уходит от него и вступает в мастерскую Кулешова. У Кулешова он быстро выдвигается как один из наиболее талантливых и разносторонних его учеников. В постановке «Мистера Веста» Пудовкин участвует в разработке сценария, пишет эскизы декораций, исполняет главную роль Жбана, самостоятельно ставит отдельные сцены. В фильме «Луч смерти» Пудовкин работает и как сценарист, и как сорежиссер, и как художник, и как актер.

За четыре года учебы в киношколе и в мастерской Кулешова Пудовкин практически изучил методы работы трех режиссеров, принял участие в пяти постановках, испробовал свои силы во всех основных творческих специальностях немого киноискусства.

После распада мастерской Кулешова Пудовкин начинает работать самостоятельно. В 1925 году он ставит короткометражную комедию-шутку «Шахматная горячка» по сценарию Шпиковского (и со Шпиковским же в качестве сорежиссера). В 1926 году он ставит полнометражный научный фильм «Поведение человека» («Механика головного мозга»), популяризирующий учение И. П. Павлова об условных рефлексах.

«Шахматная горячка» и «Поведение человека» показали кинематографической общественности, что в лице Пудовкина она имеет дело с профессионально зрелым мастером, которому можно поручить постановку большого художественного фильма.

В 1926 году Пудовкин ставит фильм «Мать» по одноименному роману Горького.

Фильм оказался крупнейшим событием советского и мирового киноискусства, не меньшего политического и художественного значения, чем «Броненосец Потемкин».

Сценарий «Мать» был написан талантливым кинодраматургом Натаном Зархи. Драматург не ограничил своей задачи формальной экранизацией романа, а творчески переработал его применительно к требованиям кино как драматического искусства.

В сценарии были сохранены два основных образа — Ниловны и Павла, сохранен ряд событий, сохранена горьковская атмосфера. Но в сравнении с романом в него внесен ряд крупных сюжетных изменений. Так, в сценарии появился отсутствовавший у Горького мотив невольного предательства матерью сына. Бегло упоминаемый в повести отец Павла вырос в значительный образ, на котором была построена завязка драмы. Был изменен финал: у Горького Павел остается живым, в сценарии и фильме он гибнет от пули солдат, расстреливающих демонстрацию; у Горького мать умирает на платформе, в сценарии и фильме она гибнет во время демонстрации, растоптанная копытами солдатских лошадей. В результате сюжет «Матери» приобрел большую драматическую остроту, большую напряженность. Роман превратился в драму.

В работе над сценарием вместе с Н. Зархи принимали самое активное участие В. Пудовкин и оператор Анатолий Головня. Так возникло одно из наиболее удачных в советской кинематографии содружеств — сценариста, режиссера и оператора, имевших единые творческие устремления и счастливо дополнявших друг друга. В результате этого содружества появился помимо «Матери» и следующий фильм Пудовкина «Конец Санкт-Петербурга».

Так появился замечательный фильм «Мать» — классическое произведение советского кино, глубоко реалистическое, наполненное революционным пафосом и лирикой, захватывавшее широчайшие зрительские массы и самых требовательных ценителей искусства.

Источник: Лебедев Н. А. Всеволод Пудовкин // Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР. [Т.] 1. Немое кино / Н. А. Лебедев. - Москва, 1947. – С. 177-179.

 

Фильмография

1921 Голод… голод… голод… - сценарист совместно с В. Гардиным
1921 Серп и молот – актер, режиссер
1924
Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - актер  
1925
Шахматная горячка – режиссер
1925
Кирпичики - актер
1925
Луч смерти - режиссёр,  сценарист, актер
1926
Мать - режиссер
1926
Механика головного мозга (научно-популярный) - сценарист, режиссер
1927
Конец Санкт-Петербурга - режиссер
1928
Потомок Чингис-хана - режиссер
1929
Живой труп - актер
1929 Весёлая канарейка - актер
1929
Новый Вавилон - актер
1932
Простой случай - режиссер
1933
Дезертир - режиссер
1938
Победа - режиссер
1939
Минин и Пожарский- режиссер
1940
Кино за XX лет – режиссер, сценарист совместно с Ю. Олешей, А. Мачеретом, Э. Шуб
1941
Суворов - режиссер
1941
Боевой киносборник № 6 (новелла «Пир в Жермунке») - режиссер
1942
Убийцы выходят на дорогу – режиссер, сценарист совместно с М. Большинцовым
1943
Во имя Родины – режиссер, актер, сценарист совместно с Д. Васильевым
1943
Юный Фриц - актер
1945
Иван Грозный - актер
1946
Адмирал Нахимов - режиссер, актер
1948
Три встречи - режиссер
1950
Жуковский - режиссер
1952
Возвращение Василия Бортникова – режиссер


Литература

Представляем вашему вниманию книги из фонда МБУ «МИБС» г. Новокузнецка.

  1. Зак, М. Х. Рассказ о Пудовкине / Марк Зак. - Москва : Союз кинематографистов СССР. Бюро пропаганды советского киноискусства, 1970. - 69, [2] с. : ил. - (Библиотека кинозрителя).
  2. Караганов, А. В. Всеволод Пудовкин / А. Караганов. - Москва : Искусство, 1973. - 232 с., [24] л. ил. : вкл. л., ил., портр. - (Жизнь в искусстве).
  3. Караганов, А. В. Всеволод Пудовкин / А. Караганов. - Москва : Искусство, 1983. - 271, [2] с. : вкл. л., ил., портр. - (Жизнь в искусстве).
  4. Кудрин, О. Великие кинорежиссеры мира. 100 историй о людях, изменивших кинематограф / Олег Кудрин, Рита Болотская. - Москва : Центрполиграф, 2012. - 476, [3] с. - ISBN 978-5-227-03405-2.
  5. Лебедев, Н. А. Очерк истории кино СССР. [Т.] 1. Немое кино / Н. А. Лебедев. - Москва : Госкиноиздат, 1947. - 301, [2] с.
  6. Марьямов, А. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин / А. Марьямов. - Москва : Госкиноиздат, 1951. - 236, [2] с., [16] л. ил. : ил., портр.
  7. Пудовкин, В. И. Избранные статьи / В. Пудовкин ; Всесоюзный государственный институт кинематографии. - Москва : Искусство, 1955. - 462, [2] с.
  8. Пудовкин в воспоминаниях современников / вступ. статья Л. З. Трауберга ; сост. Т. Е. Запасник, А. Я. Петрович. - Москва : Искусство, 1989. - 494 с. : [22] л. фот.
  9. Рачук, И. А. Твой большой друг / Игорь Рачук. - Москва : Молодая гвардия, 1965. - 189, [2] с., [16] л. ил. : ил.
  10. Романов, А. В. Немеркнущий экран : записки журналиста / Ал. Романов. - Москва : Советская Россия, 1976. - 268, [2] с. : ил.
  11. Сто великих режиссеров / [автор-составитель И. А. Мусский]. - Москва : Вече, 2004. - 468 с. : ил. - (100 великих). - ISBN 5-9533-0356-4.