Самолет СУ-15
Вид памятника: памятник военной технике
Открыт: 7 ноября 1995 г.
Местоположение: возле проходной Новокузнецкого алюминиевого завода
Общая информация
7 ноября 1995 г. возле проходной Новокузнецкого алюминиевого завода (НкАЗа) открылся памятник - истребитель-перехватчик Су-15.
НкАЗ – завод-ветеран, одно из старейших предприятий отрасли, запущен в 1943 г. В годы Великой Отечественной войны каждый второй советский штурмовик, истребитель и бомбардировщик был сделан из алюминия, произведенного на НкАЗе. С тех пор завод является одним из основных производителей «крылатого металла» в нашей стране. Поэтому неудивительно, что когда НкАЗ начал готовиться к своему 55-летию, Совет директоров завода обратил внимание на самолёт как один из способов увековечивания памяти работников завода. Руководство НкАЗа обратилось на завод имени Чкалова в Новосибирске, который занимался производством и ремонтом самолетов Сухого. Выяснилось, что у них есть партия снятых с вооружения и списанных самолетов. НкАЗу достался перехватчик выпуска середины 70-х годов - Су-15ТМ, от оригинала его отличает трапециевидное крыло и четыре пилона для ракет. На авиазаводе имени Чкалова не смогли сказать, где служил этот самолет - машины списывались в массовом количестве и единственное, что известно - она пришла с Дальнего Востока, из полка ПВО.
Перехватчик был куплен по цене металлолома на вес у небольшой фирмы при чкаловском заводе. Перед продажей из него специалистами завода была выброшена вся электронная начинка, двигатели сняты, поэтому самолёт обошелся недорого - веса в нём осталось чуть более 6 тонн. Самолёт разделили на несколько частей - крылья отдельно, фюзеляж отдельно - и осенью 1995 г. на трёх тягачах доставили в Новокузнецк. Сначала казалось, что в подъеме и сборке самолета особых проблем не будет, однако вскоре выяснилось, что металл «сухого» мнется очень легко. Обычным крюком не зацепишь. С Чкаловского авиазавода вызвали специалиста, который сначала руководил сборкой самолета, а затем дал рекомендации для его подъема. Пришлось разрабатывать и делать специальные крепления, чтобы Су-15 смог подняться на высоту. Очень большую работу проделали работники проектно-конструкторского отдела завода - они оперативно смогли спроектировать и рассчитать прочный и изящный пилон высотой 15 метров, на который в дальнейшем установили самолет. Поднимали самолёт мощнейшим японским краном КАТО; вся операция по подъёму прошла без осложнений. На борту истребителя написали дату: «1943», год рождения завода. На самом монументе появились слова: «Творцам крылатого металла посвящается». А в конце поставили многоточие - таким образом, фраза приобрела особый смысл, а памятник получился посвященным и тем, кто лил алюминий во время войны и в послевоенное время, и детям и внукам металлургов, которые в дальнейшем придут работать на завод. Одновременно постамент стал местом размещения памятных досок с именами работников НкАЗа, проработавших на предприятии более 50 лет, героев войны и труда. Более того, перехватчик превратился в своего рода символ алюминиевого завода.
Следует отметить, что Су-15 на монументе - редкость. В литературе встречается лишь три упоминания о таких мемориалах, остальные «сухие» либо ушли в утиль, либо стали экспонатами нескольких музеев.
Источники информации
- Бардокин, Р. Е. СУ-15 [Текст] /Ростислав Бардокин // Кузнецкий арсенал : памятники боевой технике в Новокузнецке / Ростислав Бардокин. - Новокузнецк, 2004. - С. 28-40.
- Крылья над заводом [Текст] : [заметка] // Франт. – Новокузнецк, 1995. – 9 ноября (№ 90). - С. 2.
- Монументальные заводы [Текст] // Недвижимость Новокузнецка и юга Кузбасса. – Новокузнецк, 2011. - 14 ноября (№ 44). - С. 117 : фот.