Первое здание железнодорожного вокзала
Автор: Садов
Вид памятника: памятник архитектуры и градостроительства регионального значения (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.11.2012 г. № 516)
Открыт: предположительно 1923 - 1925 г.
Местоположение: ул. Транспортная, д. 2, корпус 30
Общая информация
Первый железнодорожный вокзал - это первый вокзал на юге Кузбасса, к тому же это одно из немногих первых каменных зданий, сохранившихся до наших дней. Он целиком построен из дикого камня. Дата основания 1923 - 1925 гг.
Строилось здание для управления Кольчугинской железной дороги. В начале 20 в. «Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копий» (Копикуз) получило право на долгосрочную аренду недр Кузбасса в плане добычи угля и руды. В связи с этим была построена железная дорога Кольчугино-Кузнецк и Кузнецк-Тельбес. Общая протяженность линий составила 267 верст. Тогда на левом берегу Томи планировалось построить поселение по типу «города-сада». Проект был разработан в 1916 году Андреем Дмитриевичем Крячковым. Он включал в себя 9 типов одноэтажных жилых домов для железнодорожных служащих, двухэтажный жилой дом для холостых служащих, проект здания для управления дороги. Наиболее крупным сооружением города-сада должно было стать здание управления дороги. Архитектор Крячков А. Д. запроектировал его трехэтажным, с цокольным полуэтажом, с П-образным по форме планом. Однако этот проект не получил своего воплощения. Единственным капитальным сооружением Сад-Города этого периода стало небольшое (в сравнении с проектом) здание управления железной дороги, выполненное из дикого камня. Сейчас оно располагается на третьей платформе современного вокзала. В народе его называют первым вокзалом города.
В 2011 году руководство железной дороги планировало снести здание и разбить на его месте клумбу. Но на защиту строения встали ветераны-железнодорожники, краеведы и глава города. Второе рождение оно получило после реконструкции, в 2013 году и было открыто ко Дню железнодорожника.
Описание объекта
Декоративное убранство на фасадах снижено до минимума. Камень связан не известковым, а цементным раствором, а крыльцо и перемычки окон полуподвального этажа западного фасада выполнены из монолитного бетона. С трех сторон (кроме южной) он обложен циклопической кладкой из более крупных камней, нарезанных прямоугольниками: 25 рядов каменной кладки от земли до кровли и еще 13 - от карниза до макушки фронтона. Одноэтажное, это сооружение отнюдь не приземисто: высокий цоколь, в котором разместился полуподвал, и высокий аттик делают дом массивным и солидным. Камни внедрены в кладку и являются не пустой декорацией, лишь нагружающей конструкцию, а несущими элементами. Все углы здания увенчаны каменными обелисками это один из самых характерных элементов позднего модерна. А среди 13 высоких окон особняка выделяется главное - огромное полуциркульное с видом на железнодорожные пути.
Выбор материала, и способ постройки, сочетающий рядную и «беспорядочную» кладку, и самые тонкие стилистические особенности вплоть до вида каменных наличников и угла наклона крыши и рисунка фронтонов - все говорит о том, что проект здания мог разработать начальник строительства Кольчугинского рудника техник Садов.
Источники информации
-
Вокзалу – быть! : [заметка] // Кузнецкий рабочий. – 2011. – 29 ноября (№ 140). – С. 1.
-
Из пункта «А» в пункт «Б»... // Прогулки по старому Кузнецку : очерки по истории города / авторский проект И. И. Казанцевой. - Новокузнецк, 2016. - С. 268-273 : фот.
-
Михайлов, С. Открытия еще будут / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. - 2012. - 14 января (№ 4). - С. 2 : фото.
-
Ночка, А. Дороги, которые мы выбираем / Александра Ночка ; Александр Бокин (фото) // Кузнецкий рабочий. - 2013. - 3 августа (№ 87). - С. 1 : фот.
-
Паничкин, В. Застывшая история: станция Ново-Кузнецк / Вячеслав Паничкин ; фото автора // Вариант. Эксперт в области недвижимости . - 2012. - 25 июня (№ 46). - С. 10-11 : фото.
- Шоль, Н. Что находится на вокзале? : [ответ на вопрос читателя] / Наталья Шоль // Аргументы и факты. - 2013. - 14-20 августа (№ 33). - Прил.: с. 16. - (АиФ в Кузбассе ; № 33).
Февраль 2021 г.