Брагина Евдокия Яковлевна


 

ИВГ.Брагина фотоМеталлург, подручный сталевара на КМК.

Евдокия Брагина приехала в Новокузнецк в 1938 г. из родного села Каменского района Новосибирской области, когда ей было двадцать лет. Устроилась работать чернорабочей в цех ремонта металлургических печей Кузнецкого металлургического комбината.

В 1939 г. Дуся Брагина, первая из женщин КМК, стала овладевать сложной и нелегкой, до этого считавшейся только мужской, профессией сталеплавильщика.

В годы войны работала второй подручной сталевара первой печи знаменитого мартеновского цеха №1. Работала со сталеварами А. Я. Чалковым, Е. В. Ляховым, Н. Прудниковым. Частичка труда Дуси Брагиной была и в автоматах Чалкова, и в тоннах броневой стали, выплавленной на КМК. Вместе с коллективом знаменитых металлургов, которые с честью выполняли и перевыполняли план, она достойно несла трудовую вахту.

В подручных у Евдокии Брагиной была артистка Московского театра оперетты Елена Малукова. После выплавки стали, она по совместительству играла в театре. Сталевара и актрису связывали не только рабочие, но и дружеские отношения. Как пишет К. Тарасенко в газете «Кузбасс» за 15 ноября 1974 г., «Елена Филипповна быстро освоила новую профессию. А потребность во взаимной поддержке в труде и личные переживания за родных, что сражались на фронте, сделали двух женщин близкими. Однажды Малукова заметила, что Брагина опечалена. «Получила письмо от мужа, да ответить сама не могу, грамоте не обучена», - поделилась. С этого дня Елена Филипповна стала учительницей. День, когда её ученица написала мужу письмо, был для Малуковой одним из самых счастливых. Вскоре с фронта пришёл ответ. Солдат благодарил Елену Филипповну за обучение жены, восхищался успехами женщин в труде и сообщал, что эти успехи воодушевляют фронтовиков на новые ратные подвиги».

Осенью 1942 г. киностудия «Мосфильм снимала на Кузнецком металлургическом комбинате плавку стали. Её вели женщины, заменившие ушедших на фронт мужчин. В этой плавке принимали участие и Евдокия Брагина вместе со своей подругой Еленой Малуковой. Кадры с Евдокией и Еленой вошли в документальный фильм, который снимала кинооператор «Мосфильма» Тамара Попова. Фильм с успехом демонстрировался в Америке и Англии.

Евдокия Яковлевна Брагина награждена орденом «Знак Почёта», значком «Отличник социалистического соревнования», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», от дирекции КМК - именными золотыми часами.

Евдокия Яковлевна избиралась депутатом городского Совета депутатов трудящихся (1948 г.), работала в оборонно-спортивной комиссии Сталинского горсовета.

В книге «История Кузнецкого металлургического комбината имени В. И. Ленина», изданной в 1973 г. на странице 292 о Евдокии Брагиной написано так: «В годы войны в первом мартеновском цехе подручной сталевара работала Е. Я. Брагина. За успехи в труде она была награждена орденом «Знак Почёта». Позже профессию подручного сталевара сменила на другую, - работала машинистом электровоза в первом мартеновском цехе.

Образ Евдокии Брагиной и её подруги Елены Малуковой, запечатлен в рассказе Гария Немченко «Сталинский гламур, или «Красотки кабаре» у мартенов 1942 года».

 

* * *

Отрывки из рассказа «Сталинский гламур, или «Красотки кабаре» у мартенов 1942 года».

«В тот день в Министерстве черной металлургии был митинг в честь ветеранов, я рассчитывал найти там кузнечан, уже торопился и потому только коротко поблагодарил моего собеседника-реалиста... Зато когда уже после митинга сидел напротив главного специалиста по стали Михаила Моисеевича Привалова, по случаю торжественного дня надевшего все свои многочисленные ордена и регалии, все же не удержался, спросил его: «А вот эта легенда об актрисе из оперетты...».

Привалов, который до этого был до крайности сдержан, потому что расспрашивал я его о нем самом, работавшем тогда на комбинате начальником первого мартеновского цеха, теперь щедро улыбнулся: «Какая же это легенда? Была такая - Лена Малукова. Подружка Брагиной Дуси. Обе в моем цехе работали подручными у Чалкова - о нем-то вы должны знать. Дуся была второй подручной, дело уже хорошо знала, да и вообще она из тех, знаете, о ком говорят: бой-баба... А Лена только пришла, только начала азы схватывать - уж ей-то от Дуси доставалось! Хоть характером тоже не слабенькая, а так ее, бывало, Дуся покроет - станет в уголке, слезы размазывает... А вечером вместе в театр спешат - он тогда напротив был, через площадь. Лена быстрей гримироваться, а Дуся садится сразу в первом ряду - там у нее постоянное место было. Все уже знали: Дусино! И вот Лена петь начинает, а Дуся сидит, на весь зал носом хлюпает, сама теперь плачет - так ей нравилось, как Лена играла. Да вы позвоните Лене... Елене Филипповне теперь, она вам - все поподробней...»

<…> Заснеженная просторная площадь с протоптанными там и тут, постоянно заметаемыми злой вьюгой тропинками; площадь, пока почти пустынная, - это потом, когда наши начнут наступать, появятся на ней привезенные в переплав «тигры» с развороченными боками да рваные остатки «юнкерсов», и ребятня со всего города, который тогда звался Сталинском, станет бегать сюда, как на детскую площадку; по железу, пахнущему пороховой гарью, будут шнырить, как шнырят нынче детишки по сказочным теремкам да по раскрашенным под игрушки ракетам из дерева и жести - самым мирным, какие только могут быть на земле... Но это потом, потом, а пока мартены в огненном чреве тяжело переваривали куски своих же рельсов - десятки, сотни километров скрученных взрывами авиабомб рельсов, на которых еще рыжела кровь беженцев, переваривали гнутые колеса от санитарных поездов. А через пустую пока площадь торопились двое - в черных шапках-ушанках, в надетых поверх изгвазданных сталеварских курток заношенных телогрейках, в суконных толстых штанах навыпуск - поверх пимов... Одна из женщин потом скроется за кулисами, снимет все это в нетопленой костюмерной, чтобы через несколько минут в немыслимо веселом наряде легкокрылой птахой выпорхнуть на сцену, а другая так и сядет в первом ряду, только что верхнюю пуговку у телогрейки на вороте расстегнет да платок на плечи опустит, - и мрущая от тоски, боящаяся зачерстветь среди нехваток, среди грохота и мата душа ее, как скрипка в оркестре, начнет настраиваться на горькую печаль об ушедшем счастье, на светлую веру в то, что оно еще вернется, непременно вернется — если не для них самих, Дуси Брагиной и Лены Малуковой, то для тех, ради кого надрываются они на непосильной своей, на неженской работе...

<…> Ужели о бескорыстии забыли окончательно и утонули в эгоизме - уже навсегда?.. Ужели, как в старой поговорке, один Бог нынче за всех, а каждый - лишь за себя, и даже когда печемся об общем благе, делаем это не в самозабвении, нет - волей или неволей в первую очередь себя стараемся не забыть. А если это становится делом жизни?.. Достигшей высочайшего мастерства профессией: себянезабыватель?

Конечно, он не бежит наперегонки со всеми, не тянет руку, как мы, бывало, в детстве, после войны - за «сороковкой» от яблока. Не кричит во все горло: «А мне, а мне?!».

Он тихо нынче.

Как когда-то давно - пластун.

Волчий рот, лисий хвост.

За горло - и ваших нет. И денежки - на семи сберкнижках. Дворец стоит. Во дворце только птичьего молока и не хватает. И - нет проблем, как нынче говорят. Никаких.

Серьезные хлопцы, у-у!.. Из-под стоячего подметку вырежут.

Пластуны, современные пластуны!.. И если те нелегкой своей кровавой работой занимались ради Отечества, то наш нынешний «себянезабыватель» не ради него пластается, нет!

…И тут вдруг клубы огня, дым, гарь... отодвигается от жерла печки ствол черной завалочной машины, и все пятеро подручных, все одетые в рванье женщины с тяжелыми совковыми лопатами наперегонки бросаются подбирать с бетонного пола просыпь, и - в печь ее, в печь. Потом лопатами - добавки, ферросплавы. Для крепости. Быстрей, быстрей... Сталь варится! Броневая.

- А ты, сучка, под ногами!.. Чего топчешься?! И не выкатывай зенки, не выкатывай! И она утыкается потным лбом в горячий, пропахший тяжелой копотью суконный рукав, размазывает по щекам блестящий жирный графит...

«Красотки, красотки, красотки кабаре!

Вы созданы лишь для развлеченья!.»

Когда это во мне взрывалось и потом уносило дым, наступала вдруг удивительная, как после мгновенных слез, ясность, даже не ясность - просветленность... Вот как они жили, спасая тогда страну. Святые люди - хоть житие, в самом деле, пиши. Святой Елены. Святой Евдокии. Так и нам жить нынче необходимо! Всем. И надо мне поскорее рассказать об этих двух женщинах - тоже всем, всем!

Неужели мы совесть потеряли окончательно и нас уже ничто не прошибет? Неужели не устыдимся, не перестанем тянуть одеяло — каждый на себя, когда сироты мерзнут?.. Может, вспомним наконец и о достоинстве, и о чести и перестанем врать, и в рот кому-то заглядывать, и к чьим-то делам, воруя чужую славу, примазываться?.. Вот что сейчас надо: большая совковая лопага и очищающий все огонь, все переплавляющий в крепкую сталь. В броню!

<…> Но что касается самого главного её зрителя. И товарки по нелегкой работе, и – душевной подруги. Дуси Брагиной. Кузнечанки Евдокии.

Не стыдно ли – в моем повествовании осталась не только без отчаянной, наверняка, биографии. Осталась даже без отчества!

Не хватало мне ее и на единственном коллективном снимке. Сделанном на съемке передачи «От всей души».

В предпоследний день незабываемого гостеванья в любимом городе я уже без всякой надежды заговорил о ней с Иваном Григорьевичем Белым. И – давним соседом по Антоновской площадке. И – бывшим своим партийным начальством. Потихоньку жучившим меня один на один, но постоянно прикрывавшим от больших, с шашкой наголо, городских да заезжих чинодралов.

Написавший к своим девяноста годам несколько умных и честных книжек о Запсибе да Каэмка, он был уже почти свой брат – никому больше ненужный теперь прозаик.

- Слушай, – заговорил в своей обычной манере, ставшей, правда, куда помедленней. – Это не та, что в городе когда-то давно, еще в Сталинске, рассказывали? Меня уже ранило, уже с фронта успел вернуться. Ну, всякие байки в металлургическом институте… студенты! Может, как раз об этих подругах?.. Зима, в зале холод. Одна выходит петь с голыми плечами. А другая с первого ряда вскакивает, бросается с телогрейкой. Только переболела, дурочка! – кричит. – Что творишь?!

Я и тогда чуть не заплакал. Когда Иван Григорьич об этом вспомнил, посмеиваясь.

И сейчас, ощущаю, глаза повлажнели…

Сколько в том холодном зале было, выходит, человеческого тепла!

Теперь-то залы отапливают, а вот тепла в сердцах не поубавилось ли?

Не сомневаюсь: конечно, то были они. Елена да Евдокия».

май 1985 г. – январь 2015-го, г. Москва

 

Литература

  1. Александрова, З. Подручный сталевара Евдокия Брагина / З. Александрова // Большевистская сталь. – 1947. – 12 декабря (№ 241).
  2. Брагина Евдокия Яковлевна // Новокузнецк. 1941-1945 гг. Хроника. События. Факты / Управление культуры Администрации г. Новокузнецка, МБУ «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка» ; [сост.: Т. Н. Киреева]. - Новокузнецк, 2020. - С. 169 : фот.
  3. Мелих А. Сталеплавильщик Дуся Брагина / А. Мелих // Большевистская сталь. – 1948. – 7 марта (№ 48).
  4. Немченко, Г. Сталинскийгламур, или «Красотки кабаре» у мартенов 1942 года / Гарий Немченко // Огни Кузбасса. - 2015. - Март-апрель (№ 2). - С. 127-135 : фот. – URL: http://www.ognikuzbassa.ru/category-memory-book/1083-garij-nemchenko-stalinskij-glamur-ili-krasotki-kabare-u-martenov-1942-go-goda.
  5. Тарасенко, К. Артистка – сталевар / К. Тарасенко // Кузбасс – фронту. – Кемерово, 1975. – С. 208-209. – Источник: Кузбасс. – 1974. – 15 ноября.
  6. Целищев В. Подручный сталевара / В. Целищев ; фото П. Борщова // Большевистская сталь. - – 14 марта (№ 45).

 

Фотографии

 

  1. А. Д. Лаушкин, старейший металлург, обер-мастер первого мартеновского цеха, орденоносец. Рядом – его ученица, сталевар Евдокия Брагина : [фото] // Кузбасс – фронту. – Кемерово, 1975. – С. 160 : фот.
  2. А. Я. Чалков, А. Д. Лаушкин, Е. Я. Брагина и М. М. Привалов : [фото] // История Кузнецкого металлургического комбината имени В. И. Ленина / [Е. М. Полянская и др.] ; под общ. ред. Б. Н. Жеребина. – Москва, 1973. - С. 293 : фот.
  3. В соревновании в честь 30-летия Великого Октября подручная сталевара 5-й печи первого мартеновского цеха Кузнецкого металлургического комбината орденоносец Е. Я. Брагина добилась высоких производственных показателей. На снимке: подручная тов. Брагина за работой у печи / фото Н. Никотина // Большевистская сталь. - 1947. – 23 августа (№ 166).
  4. Кандидаты в депутаты Сталинского городского совета депутатов трудящихся: На снимке (слева направо): мастер механического цеха № 1 машиностроительного завода И. В. Краснобаев, председатель Куйбышевского райисполкома Ф. С. Минаков, подручный сталевара мартеновского цеха № 1 Е. Я. Брагина и прокурор города Я. А. Ивашнев / фото Н. Никотина // Большевистская сталь. - 1947. – 14 декабря (№ 243).
  5. Комсомолка подручный сталевара мартеновского цеха № 1 Дуся Брагина. Награждена значком «Отличник социалистического соревнования» // Большевистская сталь. – 1943. – 5 февраля (№ 30).
  6. Обер-мастер первого мартена тов. Лаушкин (второй слева) беседует со своими учениками тт. Чалковым, Брагиной и Приваловым / фото М. Серебряного // Большевистская сталь. – 1943. -1 мая (№ 92).
  7. Около 20 лет трудится машинистом электровоза в первом мартеновском цехе Кузнецкого комбината Евдокия Яковлевна Брагина. За долголетний труд она в совершенстве освоила свою профессию, тем самым снискала уважение коллектива цеха. На снимке: машинист электровоза Е. Я. Брагина / фото С. Викторова // Кузнецкий рабочий. – 1957. – 5 октября (№ 197). – Рубрика: Навстречу 40-летию Великого Октября.
  8. Первая бригада мартеновского цеха № 1 Кузнецкого комбината 24 июня выполнила полугодовой план. Сейчас на счету этой бригады 2330 тонн стали сверх годовой программы. На снимке (слева направо): начальник смены бригалы инженер И. Ксензов, сталевар 3 печи Л. Токарчук, сталевар 1 печи Е. Ляхов, машинист завалочной машины Г. Гнездилов, подручная сталевара Е. Брагина, сталевар 2 печи И. Попов и сталевар Т. Горбатов / фото В. Булычева // Большевистская сталь. - 1946. – 30 июня (№ 128).
  9. Передовые женщины нашего города / фото Н. Никотина // Большевистская сталь. - 1948. – 7 марта (№ 48). – С. 1 : фот.

 

 

Составитель: Т. Н. Киреева, гл. библиограф Отдела краеведения,
E-mail: kraev@libnvkz.ru
Тел.: +7(3843)74-73-538-904-994-31-71

 


© Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. Отдел краеведения.
При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна.
Дата актуализации: октябрь 2020 г.