Перегонец Александра Федоровна (15.11.1895-18.04.1944)
Российская и советская актриса театра и кино. Героиня крымского подполья, погибшая в годы Великой Отечественной войны.
Мария Федоровна родилась 15 ноября 1895 года в городе Кузнецке, в обедневшей дворянской семье. Была пятой дочерью в семье надворного советника и горного исправника Фёдора Егоровича и его жены Марии Матвеевны. В Кузнецк семья прибыла из Калуги, куда снова переезжает через два года. Здесь же раскрылся талант будущей актрисы. Александра оканчивает Калужскую женскую гимназию, получает звание домашней учительницы. Девочка с успехом выступала на гимназической сцене, а затем и во взрослых спектаклях в Офицерском клубе. После окончания гимназии, поступила в знаменитую петроградскую «Школу сценического искусства» под руководством А.П. Петровского, чей талант педагога высоко ценил К. Станиславский. Петровский предсказывал ей блестящее будущее, называл Перегонец «второй Комиссаржевской». За свои способности девушка была освобождена от уплаты за учебу. Учась в театральной школе, играла: Нору (Нора Ибсена), Бронку (Снег С. Пшибышевского), Аню (Вишневый сад Чехова) и др. Теорию и практику актерского мастерства вели Петровский А.П., А.П.Щепкина, внучка легендарного актера, В.В. Сладкопевцев, В.Э. Мейерхольд. В 1915 году школу возглавила великая русская актриса Мария Савина. Недолго Александре Федоровне довелось поработать с великой актрисой, но эти уроки остались на всю жизнь.
За свою творческую карьеру Александра Федоровна исколесила многие города России. После окончания театральной школы работала в Петрозаводске; играла в Петроградском театре миниатюр А. Фокина. В 1917 году уехала в Новороссийск с труппой О.Ф. Сорокиной. После революции Александра Перегонец работала в Киеве в театре «Кривой Джимми» (руководитель Н. Агнивцев, режиссер К. Марджанов). Бои за Киев в ходе Гражданской войны вынудили театр бежать из города: началось «турне по южным городам»: Харьков, Краснодар, Ростов, Тифлис. В 1922 году Перегонец впервые появилась среди артистов Театра Корша в роли Елизаветы Валуа («Дон Карлос» Шиллера).
С 1916 года работала в актёрском товариществе Петрозаводска, затем в Петроградском театре миниатюр в амплуа травести и инженю. Вышла замуж за артиста Ивана Александровича Вольского, с которым рассталась в 1928 году.
В 1924 году по рекомендации драматурга Иосифа Прута Александра Перегонец снялась в фантастическом революционном боевике Якова Протазанова «Аэлита»по роману А. Толстого. Перегонец исполнила роль служанки Аэлиты рабыни Ихошки, она великолепно танцевала, превосходно пела. Классическим стал кадр, вошедший во все киноучебники: Ихошка-Перегонец награждает ослепительной улыбкой Тускуба (Эггерта). На съемочной площадке рядом оказались артисты всех ведущих театров: Константин Эггерт из Малого, Игорь Ильинский из театра Мейерхольда, Николай Баталов, Юрий Завадский, Вера Орлова из МХАТа. Согласно сценарию, героиня Перегонец погибает от рук «марсианских фашистов».
Роль Ихошки была единственной киноролью. Кочевая жизнь продолжалась. Она пишет брату: «Мне не сидится на месте, все куда-то тянет. Люблю жить и гореть, ненавижу тишину и спокойствие». Актриса меняет города и театры. В 1925 году едет в Ленинград, поступает в БДТ, играет в драме Лавренева «Мятеж», в сатирических комедиях.
Александра Федоровна Перегонец создавала образы на сценах театров Казани, Петрозаводска, Новосибирска, Иркутска, ленинградского Большого драматического театра. Сыграла роль Луизы в драме Шиллера «Коварство и любовь» Шиллера. Эту роль она долго играла в Сибири, потом – в Крыму. Играла современниц: комсомолок в красных косынках, служащих барышень, крестьянских мальчишек и беспризорников. Перегонец побывала и на своей родине. Летом 1930 года театр приезжает в Кузнецк. Привезли «Чудака», «Темп» Погодина, который стал событием. Зрители неистово кричали, после занавеса устроили разборку спектакля. Обсуждение переросло в митинг.
С 1931 года и до конца дней Перегонец — актриса Крымского русского театра им. М. Горького в Симферополе. Список героинь пополнился. Создала запоминающиеся образы Норы («Нора»), Луизы («Коварство и любовь»), Дианы («Собака на сене»), Насти («На дне») и др. Полюбилась зрителям ее Аня в спектакле «Вишневый сад». Лучшей ролью Перегонец стала Нора в одноименном спектакле по драме Г. Ибсена «Кукольный дом», который был поставлен специально для нее в 1940 году. Публика восторгается, рецензенты хвалят. Александре Федоровне присваивают звание заслуженного артиста республики. Она была наставницей нового поколения актеров, вела занятия по мастерству с театральной молодежью, готовила с ними отрывки пьес, ставила целые спектакли. Известный искусствовед Н. Эльяш, в статье, посвященной Александре Федоровне, писал: «Перегонец как актриса опередила свое время. Она была мастером тонкого психологического нюанса, пастельных красок. Любая форма форсирования мысли, чувства, мимики и пластики была чужда ей. Даже в тех ролях, где на таком форсировании настаивала сама драматургия».
В 1941 году симферопольский театр не смог эвакуироваться — путь на Севастополь был отрезан. Труппа вернулась в Симферополь, который был оккупирован 1 ноября 1941 года. В декабре расстреляли одного из ведущих актеров труппы Якова Смоленского, в феврале в гестаповский застенках погиб Анатолий Иванович Добкевич, второй муж актрисы, Заслуженный артист РСФСР.
В 1942 году Перегонец получила разрешение создать при театре студию, тем самым спасла около 50 человек от угона в Германию. В том же году усилиями Перегонец и других актеров было получено разрешение от немцев на открытие театра. В 1943—1944 годах Александра Федоровна Перегонец вместе с художником театра Н. А. Барышевым была одной из организаторов разведывательно-диверсионной группы «Соколы. Она играла на сцене, пела перед немецкими офицерами, а ночью готовила перевязочный материал для партизан, доставляла медикаменты. Группа «Соколы» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведдонесений, готовила покушение на Гитлера. Это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам.
Подпольщики поддерживали связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом. В театре был создан тайник, где спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, после страшных пыток, подпольщики были расстреляны на окраине города. Александра Федоровна Перегонец похоронена на 1-м гражданском кладбище Симферополя в братской могиле симферопольских подпольщиков.
Именем Перегонец названа улица в Симферополе. На здании Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького, где работали и сражались участники подпольной группы, установлены мемориальные доски. В этом театре в 1973 году режиссером А. Новиковым был создан спектакль «Они были актерами» по одноименной пьесе Виктора Орлова и Георгия Натансона. За эту постановку в 1977 году коллектив был удостоен Государственной премии СССР, а в 2000 году – почетной грамоты Верховной Рады Крыма. Подвигу Перегонец и ее коллег посвящен фильм «Они были актерами» (1981, реж. Г. Натансон). Роль Перегонец сыграла Зинаида Кириенко. В 2010 году снят документальный фильм «После премьеры - расстрел. История одного предательства»(реж. А. Беланов, 2010).
Литература
1. Антонов, Б. Актриса [Текст] / Б. Антонов // Наша газета. - 1995. - 28 января, 4 февраля.
2. Прудько, Д.У рампы, у линии огня [Текст] / Дина Прудько // Новокузнецк. - 2010. - 10 августа (№ 57). - С. 5 : фот.
3. Ландау, С. Г. Александра Перегонец [Текст] / С. Г. Ландау. - Москва "Искусство" 1990.
4. Перегонец Александра Федоровна [Электронный ресурс] // Кино-Театр. ru . – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/25108/bio/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.04.3016.
5. Перегонец, Александра Федоровна [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ. – Электрон. дан. - Режим доступа: : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.04.2016.
Сост.: Киреева Т.Н.
© МБУ «МИБС» г. Новокузнецка. Отдел краеведения. При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна. Дата публикации: август 2016 г.