Ушатин Виктор Николаевич (28.02.1895-после 1987)

Инженер-строитель.

В 1920-х годах, после окончания Гражданской войны, он работал в восстановительном отряде - ремонтировал разрушенные войной мосты, выправлял полотно покалеченных дорог. В 1922 г. окончил Московский институт инженеров путей сообщения. Потом - работа на ответственной стройке на Урале. Затем - железная дорога Нижний Новгород - Котельнич, новые стройки Ленинграда, Закавказья. С 1929 г. Виктор Николаевич - на Турксибе. Там возглавляет один из трудных участков - ведет дорогу через Чалкарский перевал. Энергичному, смелому инженеру вскоре поручают Илийский участок - это 120 км будущей магистрали и руководство всеми механизмами южного района стройки.

В 1930 г. ЦК партии Виктору Николаевичу был выдан мандат (по просьбе академика И. П. Бардина) - направление на Кузнецкстрой для организации работ по механизации строительства. В его подчинении находилось до полутора тысяч человек. Он составил план механизации работ по организации строительства, защитил его перед американскими специалистами. Ушатин заказывает оборудование, создает и обучает кадры строителей. Его называли «главным землекопом». Через некоторое время его назначают начальником управления «Земжелдорстрой». Это управление строило все дороги, сооружало заводской тоннель, вагоноопрокидыватель, северный тоннель.

С особым блеском развернулся талант Ушатина при возведении первого коммунального моста через Томь, соединившего левый берег с Кузнецким районом. В то время это был один из крупнейших мостов в Западной Сибири. Он начал строиться под руководством В. Н. Ушатина в 1934 г. Строительство было завершено в 1936 г. Длина моста 432 м, ширина проезжей части 6 м. Мост был клепаный, прочный. Однако по доносу в органы НКВД сообщили, что мост построен вредительски, и он вот-вот рухнет. Ушатина арестовали, сфабриковали на него дело, дали заключение о ненадежности конструкций моста. На суде Ушатин заявил, что если мост упадет, то он готов к расстрелу. Суд говорит: «Не положено потом, надо сейчас судить». Засудили мостостроителя на 20 лет, в бериевских лагерях он работал прорабом, начальником строительных работ, главным инженером крупной стройки.

В 1956 г. его полностью реабилитировали. Виктор Николаевич вернулся в Новокузнецк. Его назначили начальником 10-го строительного управления треста «Кузнецкпромстрой». Вместе с коллективом он строил 7-ую и 8-ую коксовые батареи на КМК, Кузнецкую комсомольскую доменную печь, реконструировал железнодорожный узел доменного цеха. А потом строил Запсиб.

После пенсии работал в общественной приемной «Кузнецкого рабочего». В Новокузнецком краеведческом музее хранятся экспонаты -протокол обыска и накомарник, в котором работал на стройках В. Н. Ушатин.В 1987 г. совет ветеранов КМК обратился с ходатайством в горисполком о присвоении одной из улиц Новокузнецка имени Виктора Николаевича Ушатина.

Источники:

  • Дмитриев Е. Шагает по земле строитель / Е. Дмитриев // Кузнецкий рабочий. - 1965. - 28 февраля (№ 41). - С. 2 : фот.;
  • Чухонцева Л.У истоков / Л. Чухонцева // Кузнецкий рабочий. - 1987. - 8 августа ;
  • Мустафин Ю. Берег левый, берег правый... / Ю. Мустафин // Кузнецкий рабочий. - 1992. - 4 июля. - С. 2;
  • Демин В. И. Трест «Кузнецкпромстрой» / В. И. Демин // Строители / В. И. Демин.- Новокузнецк, 1996. - Гл. 11. - С. 135-207. - Об Ушатине: с. 152-153;
  • Шипилова, Т. Протокол обыска / Т. Шипилова // Кузнецкий рабочий. - 2002. - 2 ноября. - С. 12.

 

© Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. Отдел краеведения.
При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна.
Дата актуализации декабрь 2012 г.