Зеленин Эдуард Леонорович (Леонидович) (08.08.1938-15.03.2002)

Всемирно известный живописец, график.

Родился в Новокузнецке. Занимался в изостудии Дворца пионеров г. Сталинска (1950-1954). С 1954 по 1957 учится и живет в Свердловске. Но его художественные поиски и эксперименты не находят отклика у преподавателей, более того, вызывают резкое неприятие. Это стало главной причиной переезда в Ленинград, где он был принят в 10 класс средней художественной школы при Академии художеств СССР (1957). В школе яркая индивидуальность Зеленина, его неординарная манера письма, собственный художественный мир явно не пришлись ко двору. Он был отчислен из 11-го выпускного класса (1959). В 1960-1970 живет и работает в Новокузнецке, занимается творческой и педагогической работой (изостудия при Кузнецком доме пионеров). Работая в городском отделении Художественного фонда, он реализует себя в керамике и живописи. В Новокузнецке Э.Л. Зелениным выполнены керамические панно для магазина «Дары природы» (ул. Кирова), керамические рельефы административного корпуса шахты «Зыряновская», керамические блюда для гостиницы «Новокузнецкая»; керамические вставки на тему сибирского эпоса в оформлении актового зала разреза им. Вахрушева в Киселевске (исполнители А. Елфимов и В. Зевакин). Живя в Новокузнецке, регулярно посещает Ленинград и Москву, показывает свои произведения на официальных и неофициальных экспозициях. Его произведения наряду с работами других художников-нонконформистов попадают и на зарубежные выставки.

В 1964 участвует в скандальной выставке художников Эрмитажа, после которой «за потерю бдительности» директор Эрмитажа был снят. Его работы попадают на выставки художников-нонконформистов за рубежом (Лугано, Бохум, Вена); картины охотно покупают коллекционеры. «Мадонну» купили Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Уезжает из Новокузнецка (1970) и поселяется в деревне Угор в 20 км от Владимира.

В 1974 имя Зеленина стало известно всему миру. 15 сентября он принял участие в 1-м осеннем просмотре картин «на открытом воздухе», получившем в дальнейшем название «бульдозерной выставки». В этот день московские власти буквально разгромили силами милиции, бульдозеров и поливальных машин собравшихся на пустыре в Беляеве художников-нонконформистов и их картины.В сентябре 1975 Зеленина не допускают к участию в выставке неофициальной живописи в Доме культуры ВДНХ. Кроме того, он был задержан владимирской милицией и посажен в камеру. Только через несколько дней, после решительного протеста большой группы художников и западных журналистов, Зеленин был освобожден. Тогда же представителем органов КГБ ему было сделано предложение покинуть страну. В случае отказа художника ждало тюремное заключение.

В декабре 1975 Зеленин выехал в Вену, а в марте 1976 прибыл в Париж. Советские правоохранительные органы разрешили Зеленину вывезти около 40 своих картин, которые были проданы художником весьма удачно, учитывая огромный интерес к его творчеству среди западных коллекционеров и галеристов. Это позволило Зеленину чувствовать себя в Париже весьма независимо и полностью отдаться творчеству. Он активно выставляется (более сорока выставок, как групповых так и персональных).

Выставки: городские - 1959 (самодеят.), 1966, 1967, 1970, 1971; областные -1967, 1970; региональные - 1969 (Красноярск), 1971 (Москва, Урал, Сибирь, Дальний Восток); республиканские - 1970 (Москва); групповые - 1974 (Москва, парк «Измайлово»), 1989 («Тенденция экспрессивности», Новокузнецкий художественный музей), 1997 («Собор»); персональные - 1960 (Ленинград, худож.маст.), 1964 (Москва, ин-т биофизики), 1965 (Моск. инж.-строит. ин-т), 1969 (Москва, молодежное кафе «Синяя птица»), 1973 (Москва, худож.маст.), 1974 (Москва, худож. маст.), 1988 (Дом творческих союзов) и др. География выставок охватывает весь мир: Лондон, Рим, Нью-Йорк, Венеция, Токио, Стокгольм, Лозанна, Милан, Вашингтон, Брюссель, Мюнхен, Вена, Париж, Антверпен, Гамбург и др. Очень важным для себя он считал участие в Биеннале-77 в Венеции, а также выставку в Академии современного искусства в Лондоне в 1977, на обложке каталога которой был помещен его автопортрет.

В 1988 во время перестройки по приглашению председателя Советского Фонда культуры академика Д.С. Лихачева после 13 лет эмиграции Зеленин посещает Москву, Ленинград, Новокузнецк. Художник дарит Новокузнецкому художественному музею пять своих произведений. С одной из этих литографий, а именно «Дамы в шляпе», Министерство связи СССР выпускает почтовую марку (1989). Он писал: «Я скучаю по Сибири, Новокузнецку, тайге. Прелесть, как здесь красиво, да все чужое. Где бы я ни был за этот год. И Америка, и Англия, Германия, Испания, Бельгия, Швеция, Италия... А все тянет увидеть наши сибирские реки, тайгу, снег!». Умер в Париже.

Источники:

  • Из истории художественной жизни Новокузнецка, 1930-1990-е годы : справочник выставок, биобиблиогр. словарь / Новокузнецкий художественный музей ; [авт.-сост. Данилова Л.]. - Новокузнецк, 1999. - С. 161-162 ;
  • Немиров В. Хотя бы сейчас... / Валерий Немиров // Кузнецкий рабочий. - 2008. - 9 августа . - С. 4 : фот. ;
  • Эдуард Зеленин: Альбом / Администрация Кемеровской области; Департамент культуры Кемеровской области; [составитель Панченко А. А.]. - Новокузнецк, 2004. - 80 с. : цв. ил.

 

© Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. Отдел краеведения.
При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна.
Дата актуализации декабрь 2012 г.