Валиулин В. Был рожден не для денег, а для жизни
Россия, справившись с бедами,
вспомнит и о своем культурном богатстве
Прошли дни памяти художника Ивана Егоровича Селиванова, Он ушел четыре года назад, в первый день весны. Его провожали немногие друзья и почитатели.
Вероятно все же, это тоже отличительная черта гения: не притягивать к себе при жизни пустых почитателей. Немногие люди, окружавшие Ивана Егоровича Селиванова в его последние годы, сохранили преданность его памяти и поныне. Придет еще время, когда Россия, справившись со всеми бедами, заштопав и залатав неисчислимые прорехи на своем облачении, вспомнит и о необозримом культурном и духовном своем богатстве.
Вспомнит и рачительно, по-хозяйски возьмется восстанавливать его, возрождать из пепла волшебную птицу русской культуры.
И не в числе последних будет помянут тогда и великий горемыка и труженик художник Иван Селиванов. Пока же вокруг имени Мастера тихо. Но эта тишина менее всего напоминает тишину забвения. Скорее это затишье перед громом, когда молния уже блеснула, явление уже вспыхнуло, но литавры еще не грянули. В субботу в музее искусств собрались немногочисленные поклонники Селиванова. Если верно выражение, что лучшим поминовением является дело, то здесь его было много. Во первых, предметы труда самого Селиванова, его дневники и письма, предоставленные музею искусствоведом из Кемерова М. М. Кушниковой, автором-составителем книги о художнике. Были здесь и книги и статьи о И. Е. Селиванове и других художниках свободного «наивного» направления. А главное – работы. Картины самодеятельных художников, каждого из которых можно с полным правом назвать подвижником искусства. Без громкого признания, без поддержки и одобрения, под частое хмыканье высоких искусствоведов они творили свои картины. Никто из представленных здесь художников не получил такого признания, как Селиванов, но, право же, на них стоит ходить и смотреть. Они достойны самого пристального внимания.
Вот натюрморт Г. Алексеева «Рябина и подсолнухи». Чистые краски, строгие линии, хочется смотреть и смотреть. Сердце очищается от таких работ. Истина, что любовь, вложенная в работу, непременно вольется в зрителя, не минует его. Или другое полотно: Ю. Ведясов «Хризантемы». Или «Цветы на веранде» А. Качкаева, или пейзажи М. Самохиной. Эту художницу вообще отличает удивительное умение вливать в свои картины краски. Не покидает ощущение, что над пейзажем была радуга, затем она пролилась дождем и проявилась в травах, деревьях, воде, воздухе.
И конечно, венец этой маленькой выставки – триптих Аллы Федоровны Фомченко: «Памяти Селиванова», «Селиванов и его животинки», «Признание». Эти работы – собственность Ленинск-Кузнецкого музея – «приехали» в Новокузнецк к памятной дате.
В связи с этим по другим поводам на вечере памяти неоднократно высказывалась мысль о создании в городе отдельного музея, где подобного рода работам было бы оказано подобающее им внимание, где собрались бы под одной крышей как имеющиеся и нашем музее искусств картины И. Е. Селиванова и его вещи, так и работы других наших самодеятельных творцов. В городе их немало, и не хотелось бы потом, когда нас озарит забота о наследии, бросаться в собирательство. Начать бы собирать нынче. Подвижники, люди, кому глубоко не безразличны судьбы наших самодеятельных мастеров, у нас есть. Сами прошедшие дни тому свидетельство. Директор музея искусств Тамара Анатольевна Лучшева, искусствовед Галина Степановна Иванова, художник Алла Федоровна Фомченко.
Кстати, Галина Степановна заметила, что в Кемеровском музее невостребованным грузом лежат около 20 графических листов Селиванова, переданных туда одним из друзей художника. Работы таких гигантов не имеют права лежать под спудом. Их место – на стенах выставочных залов. Эту же мысль подтвердил и учитель Селиванова по ЗНУИ Ю. Г. Аксенов, отметивший в своем письме-приветствии, что не проходит года, чтобы в Москве не демонстрировались работы художника. О том же написал и художник С. Никиреев.
Был на этом вечере и просмотр видеофильма о Селиванове, снятого Новокузнецкими кинолюбителями С. Шакуро и В. Шкодой. В нем эпизоды последних трех лет жизни Селиванова. Оттого ли, что фильм снимался «для себя» и кадры в нем естественны и искренни, впечатление он оставляет особое. Не забыть бы о нем. Сохранить бы эту «селивановскую» особость надолго, если уж не навсегда.
Галина Степановна Иванова, вспоминая о художнике, сказала: «Жил не для денег, а для жизни». Сейчас эти слова звучат как напутствие всем нам.
К сожалению, на вечере не было тех гостей, кого ждали: из Москвы, С.-Петербурга, Кемерова. Время грома еще не наступило. Но в том, что оно придет, сомнения нет.
Валиулин, В. Был рожден не для денег, а для жизни / В. Валиулин // Кузнецкий рабочий. – Новокузнецк, 1992. – 5 марта (№ 44). – С. 2.