Слово о Селиванове



Рефрежье Антон, живописец и график (США). «...в центральных  газетах промелькнул рассказ о разговоре, который состоялся у академика Георгия Нисского с известным американским художником Антоном Рефрежье. «...Вот бы с кем встретиться, поговорить об искусстве, вот кто художник!» – сказал большой американский мастер своему коллеге. Разговор происходил возле рисунков Ивана Егоровича Селиванова». (Цит. по: Самородок // Сибирь социалистическая, 1970. Областная художественная выставка. Кемерово, 1970).

Никиреев Станислав Михайлович, член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени И. Е. Репина
«Вы известны как художник-любитель, а не профессионал – принято, к сожалению, в наше время такое деление. Но для меня вы художник огромного, редкостного дарования, каких земля российская рождает нечасто. Вы удивительной силы талант. Желаю быть здоровым и уверенным в том, что вы самородок необыкновенного веса и блеска». (Цит. по: Долматов В. Синий кот на белом снегу // Советская Россия. 1986. 16 февраля (№ 40)).

Никиреев Станислав Михайлович
«Селиванов – самоучка-самородок. Ему не нужно было учиться, ему не нужны были блага творческого хозяйства и блага сытообильной жизни. В его обязанности входило осветить благодатными искрами людские души и сердца». (Цит. по: Валиулин В. «Я в своей жизни горжусь сам собою» // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1998. 26 марта (№ 36).

Никиреев Станислав Михайлович
«... если проводить аналогии, то справедливо бы поместить поразивший меня автопортрет Ивана Егорович в один ряд с замечательными автопортретами Ван Гога и Руссо. Там ему будет вполне уютно». (Иван Селиванов, живописец… / [сост.: М. М. Кушникова]. Кемерово, 1988. С. 9).

Никиреев Станислав Михайлович
 «…Он – художник! Выразитель самобытности земли Русской». (Цит. по: Иванова Г. С. «Промеж хозяйственных дел еще и картины писал...» // Губернские ведомости. Новокузнецк, 2000. 15 июня (№ 93). С. 1).

Литвяков Михаил Сергеевич, кинорежиссер-документалист, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР
«Уже прошло десять лет, как ушел из жизни этот удивительный старик, впитавший от земли российской глубокую мудрость, природный  талант и проницательный взгляд художника. Я каждый день смотрю на его ранние работы, некоторые сшиты ниткой, так как не хватало листа... Смотрю на его работы и как бы заряжаюсь энергией Солнца». (Цит. по: Валиулин В. «Я в своей жизни горжусь сам собою» // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1998. 26 марта (№ 36).

Богемская Ксения Георгиевна, искусствовед
«Искусство Селиванова, цельное и неповторимое, сохраняет в наше время нравственные, духовные ценности крестьянской культуры, которые издавно питают культуру всего общества». (Богемская К. Г. [Наивный художник Иван Егорович Селиванов]// Самодеятельное художественное творчество / К. Г. Богемская. М., 1987.С. 33-34).

Аксенов Юрий Григорьевич, засл. работник культуры РСФСР, педагог ЗНУИ
«...вся галерея селивановских работ – это живописная автобиография труженика – художника удивительной самобытности и цельности.
…Наивность в селивановском творчестве словом и кистью – это не детский лепет и не игра в краски. Художник наделен высоким прирожденным интеллектуализмом, взращенным и обогащенным «воспитание в искусстве» и самозабвенным трудом – на земле, у холста, над рисунками и в житейских насущных делах». (Цит. по: Иван Егорович Селиванов ] : каталог персональной выставки, посвященной 80-летию. Кемерово. 1987.С. 8).

Аксенов Юрий Григорьевич, засл. работник культуры РСФСР, педагог ЗНУИ
За каждым полотном в каждой страничке рукописей встает образ самого автора – труженика и философа, любознательного ученика и мудрого учителя, обращающегося к молодежи с советами любить простой крестьянский труд, жить честно, дружно, крепить семью – опору общества. (Аксенов Ю. Образы жизни большой // Кузнецкий рабочий.   Новокузнецк, 1986. 25 октября (№ 205).

Аксенов Юрий Григорьевич, засл. работник культуры РСФСР, педагог ЗНУИ
«Выразительная мощь обобщения образа, родившаяся из сплава могучего таланта с органически крестьянской любовью к животным, делает анималистические работы художника сравнимыми с фресками пещеры Альтамира и с выдающимися произведениями синкретического искусства древних веков. Вот как на новом витке исторической спирали, снова объявилась эта форма, вылепленная без светотени, «без анатомии», но живей живого. В этом одна из загадок раннего и стремительного взлета вдруг проснувшегося таланта художника». (Аксенов Ю. Смотреть своими глазами  // Художник. М., 1986. № 9. С. 51-55).

Аксенов Юрий Григорьевич, засл. работник культуры РСФСР, педагог ЗНУИ
«Художество было для него не самоцелью, а способом развивать себя и откликаться на боль мира». (Цит. по: Валиулин В. Сокровенный человек Иван Селиванов // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 2007. 22 февраля (№ 20). С. XVI (Прил.: Телепрограмма).   

Анисимов Григорий, журналист
«...Селиванов пишет мир, открывающийся его глазам так, что диву даешься: великая простота и сердечность подымают преображенное художником до звучания торжественной неповторимости земного бытия.    
Яркое, живое творчество Ивана Селиванова несет в себе заряд самобытных традиций русской художественной культуры». (Анисимов Г. Удивительный Селиванов // Известия. М., 1987. 22 февраля (№ 53). С. 6).

Глебова М., журналист  
«Простота, правда, естественность – эти главнейшие принципы народного искусства словно в родной, давно обжитой и любимый дом вошли в картины Селиванова. Святая простота, по детски чистая и незамутненная, нелегкая, порой грустная правда мудрого старца-философа и естественность природы, красота и необъятность земли и души русской». (Глебова М. С днем рождения, Иван Егорович! // Комсомолец Кузбасса. Кемерово, 1987.17 января (№ 8). С. 4).

Монахов Феликс Алексеевич, директор персональной выставки работ И. Е. Селиванова в Кемерове и Новокузнецкев 1986 г.
«И. Е. Селиванов – явление чисто русское. Противоречивое и ясное. Зримое и неохватное. Робкое и упрямое. Застенчивое и гордое. Весь из корня Отечества.
И. Е. Селиванов – голос народной совести. Он убежден, что художник обязан облагораживать своим трудом все...»
...Селиванов передает в своих картинах свое миросозерцание, гармонию души, слившейся с природой и людьми. В увиденном и изображенном им присутствует ощущение вечности. Художник – часть вселенной и вместе с собой дает в ней место каждому объекту. Человека, собаку, дерево он словно бы «прописывает» в мироздании. Он пишет свои картину невероятно скупыми средствами. Смысл и форма созвучны. Его образы материальны, конкретны и носят «вселенский» характер».
... Иван Егорович не мыслит своей жизни без труда. До последнего мгновения работа – его неотлучная спутница. Он – подвижник, неутомимый искатель во всем... Творить для И. Е. Селиванова  значит – строить новый мир». (Иван Селиванов, живописец… / [сост.: М. М. Кушникова]. Кемерово, 1988. С.134, 135, 136, 137, 141).

Кушникова Мэри Моисеевна, Заслуженный работник культуры РФ, писатель, историк, краевед
«…[Селиванов] не был похож на художников-профессионалов: он крушил каноны анатомии, он оглушал звучным, праздничным цветом, и от этого почему-то душа теплела около его картин». (Кушникова М. М. Памяти художника  // Комсомолец Кузбасса. Кемерово, 1991.30 мая (№ 58). С. 3).

Никонова Любовь Алексеевна, член Союза писателей России
«Работы и, Е. Селиванова – это сказы в живописи и графике. Народная мудрость и русский «слог» ощущаются в них. Они сопоставимы с произведениями Бажова и Шергина, Писахова и Мисюрева...». (Цит. по: Кайгородцева Л. …И бесконечная доброта // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1986. 13 ноября (№ 218). С. 4).

Никонова Любовь Алексеевна, член Союза писателей России
«Он был художником с остро развитым эстетическим чувством, обладал своим, глубоко личным пониманием гармонии и соразмерности вещей – и все это зиждилось на прочном фундаменте – традициях народного искусства, древней культуры, родной земли.
Художник верил в мудрость жизни, примечал в людях нечто сокровенное и вечное, прозревал в мире присутствие красоты, питающей душу человека.
Эта красота конкретно явлена во многих его работах – в образе полей и лесов, в пейзажах с курами и коровами, в обличии домашних и диких животных, сочетающих реальные и фантастические черты». (Никонова Л. А. Все живое, предвечное, сущее // Кузнецкая крепость. Новокузнецк, 2007. № 1-2 (11-12). С. 147-148.

Учащиеся школы №5 г. Новокузнецка
«В картинах все просто, ясно и бесконечная доброта в них». (Цит. по: Кайгородцева Л. …И бесконечная доброта // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1986. 13 ноября (№ 218). С. 4).

Васильев В., психолог.
«Привлекает, что Селиванов не пытается приукрасить жизнь. Возвышенной эмоциональной настроенности в них не увидишь. В глазах автора, его персонажах, даже животных - тоска. И это не потому, что человек чего-то недобрал в жизни. Это грусть русского человека о чем-то порою непонятном, но сокровенном. В песнях этот феномен называют «славянским минором». Он заключается в формуле: «чтобы очиститься, надо помучиться». В этом, наверное, и заключается особая ценность творчества Селиванова, что он вскрыл целый пласт обыденной жизни в ее обычном состоянии».  (Цит. по: Кайгородцева Л. …И бесконечная доброта // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1986. 13 ноября (№ 218). С. 4).

Иванова Галина Степановна, искусствовед
«Селиванов – это материк. Встреча с ним, с его произведениями изменяет человека». (Иванова Г. С. «Промеж хозяйственных дел еще и картины писал...» // Губернские ведомости. Новокузнецк, 2000. 15 июня (№ 93). С. 10).

Иванова Галина Степановна, искусствовед
«Жил не для денег, а для жизни». (Цит. по: Валиулин В. Был рожден не для денег, а для жизни // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1992. 5 марта (№ 44). С. 2.

Фомченко Алла Федоровна, новокузнецкая художница, автор картин о Селиванове
«Я не изображала Селиванова Богом, нет. Солнце – это солнечный цвет его искусства! Художник с большой буквы! Он выше обыденности, а его нищета – наш позор. Перед потомками он предстанет художником, картины которого в музеях Англии и Франции. Он сильней и Пиросмани, наш сибирский Пиросмани, и сильнее французского Руссо <...> И я очень рада, что была рядом с ним в последние годы жизни и посвятила ему четыре картины». (Фомченко А. Ф. Памяти Ивана Селиванова // Фомченко А. Ф. Портрет в русской традиции. Новокузнецк, 2002. С. 38).

Фомченко Алла Федоровна, новокузнецкая художница, автор картин о Селиванове
«Эта выставка – гордость нашего Кузбасса. Иван Егорович создал свои произведения здесь, на Сибирской земле. Что же такое примитивизм – чистота души, народная мудрость, любовь простого человека к своей Родине. Поэзия цвета в простом: домик, березка, кот, куры – в них вложена красота, философская мудрость. Перед нами мир художника: смотрите и задумайтесь, в чем красота мира, ее можно увидеть в обыденном, простом, в том, что рядом: жена, соседка, друг, герой фильма...». (Цит. по: Иван Селиванов, живописец… / [сост.: М. М. Кушникова]. Кемерово, 1988. С.156).

Валиулин Владимир Григорьевич, журналист
«Иван Егорович своими картинами и дневниками спасал нас и наши души в те двусмысленные времена, когда застой уже окончился, а перестройка еще не наступила». (Валиулин В. Сокровенный человек Иван Селиванов // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 2007. 22 февраля (№ 20). С. XVI (Прил.: Телепрограмма).

Валиулин Владимир Григорьевич, журналист
«Ивана Селиванова нередко сравнивают с великими самобытными художниками Винсентом Ван Гогом, таможенником Руссо, Нико Пиросмани. Встать в один ряд с этими людьми, несомненно, очень почетно, но Иван Егорович, в отличие от перечисленных художников, был еще и мудр глубокой народной мудростью. Он был прост до бесхитростности и глубок до беспредельности. Его записи поражают и еще долго будут поражать читающих их. Не знаешь, чего в Селиванове больше – таланта живописного или литературного». (Валиулин В. Г. Живописец Иван Селиванов // Кузнецкий рабочий. 2008. 5 января (№ 1). С. 8).

Михайлова В. Л., преподаватель Кемеровского госуниверситета
«Картины Ивана Егоровича Селиванова заставляют глубоко задуматься над тем, как ты живешь... Милеешь ли людской лаской, напрасно ль топчешь эту землю. Он заставляет быть героем, призыв к мужеству, простоте – мотив его творений. Его животные смотрят на вас человеческими глазами.
Селиванов – это гимн жизни настоящей, полной творчества и неугасимого огня любви ко всему живому» ...». (Цит. по: Иван Селиванов, живописец… / [сост.: М. М. Кушникова]. Кемерово, 1988. С.156).