Незванова А. Как стать горожанином, или Как увидеть мерцание смыслов?

Мы продолжаем разговор о создании современного образа нашего города - его культурного слоя, который может возникать в том числе и в результате интеллектуального конструирования.

На втором заседании объединения краеведов, состоявшемся не так давно в библиотеке имени Н. В. Гоголя, преподаватели-историки НФИ КемГУ Елена Макарчева и Ирина Рещикова вновь предприняли попытку продвинуться в решении данного вопроса, предложив приглашённым для обсуждения открытый для дополнений и уточнений ряд тезисов, отражающих их взгляд на суть проблемы.

Молодых преподавателей волнует: что же важно для самоидентификации города на современном этапе? Как сделать так, чтобы Новокузнецк воспринимался как место «достойное, интересное, обладающее своей неповторимой культурно-исторической аурой», как город. который притягивает к себе перспективных, талантливых, предприимчивых и масштабно мыслящих людей, а не выталкивает их на поиски лучшей жизни. Озадачены они и тем, как сделать заметной общественной силой интеллигенцию города, в частности, гуманитарную, существующую сегодня изолированно, в качестве профессиональных сообществ.

Елена Макарчева  в своем выступлении говорила oб «отчуждаемых» и «неотчуждаемых»  ценностях города. Отчуждаемые не являются неотъемлемой частью городского пространства и городского образа жизни. Они служат благополучию других городов, людей, и могут быть вывезены. Неотчуждаемые ценности - это ценности уникальные для конкретной городской среды. Их нельзя употребить в другом месте. Это, прежде всего, ценности культурные - материальные и духовные. К сожалению, уточнила Елена, особенность Новокузнецка как раз в том, что подавляющая часть населения занята на производстве таких отчуждаемых ценностей, и более того, принято считать, что производство этих ценностей является единственно достойным, престижным и доходным делом. К тому же сегодня большая часть людей не осознает своей потребности в неотчуждаемых ценностях. Возникает ощущение, что нет ничего такого, что нельзя было бы увезти с собой. А значит, уезжая из родного города, ты ничего безвозвратно не утрачиваешь. Пока большинство будет рассуждать именно так, уверена Елена, у города нет будущего.

Вторила ей и Ирина Рещикова, сравнивая город - с вокзалом, на котором каждый ожидает своего удачного шанса на выезд. При этом она заметила, что неотчуждаемые ценности могут быть представлены в виде городского текста, в котором должно быть отражено то, каким бы мог быть город в идеале. Она предложила проанализировать, есть ли в СМИ общая система повествования о городе? Ведь если нет - тогда нет ни модели, ни образца выстраивания городской идентичности, потому что городской текст должен воспитывать горожанина...

На первый взгляд, конструктивного разговора, диалога на встрече вроде бы и не получилось. Шла речь и о перспективах социально-экономического развития города или, точнее, об их неясности или даже отсутствии и о неразрешаемых экологических проблемах, и о разрушенной старой архитекторе города и даже о необходимости устройства на правом берегу Томи дендрологического сада и о многом-многом другом. Каждый говорил о своём, о наболевшем. И был по-своему прав. Но вот что удивило: это нежелание при этом услышать другого, даже некая лёгкая агрессия в отстаивании cвоей точки зрения и раздражения по поводу того, что кто-то мыслит иначе. Мне всегда думалось, что интеллигентность, вмещающая в себя множество качеств, начинается все-таки с умения выслушать и услышать мнение с которым ты не  обязательно должен согласиться.

Сравнение города с вокзалом вызвало бурные возражения, особенно тех, кто когда-то имел реальную возможность уехать, но остался верен Новокузнецку. Это прекрасно, что были, есть и, надеюсь, будут такие люди. И сейчас многие преданы городу и,  несмотря на столичные приглашения, остаются здесь жить и работать, что называется, по собственной воле, а не потому, что у них нет выбора.

У меня параллель «город – вокзал» не вызывает никаких негативных эмоций. Личностный и карьерный рост, да и просто территориальное передвижение, - всё это, на мой взгляд, неплохо, особенно для тех, кто к этому стремится. Мерзко, что уезжают те, кто за короткое время «сумел съесть здесь всё самое вкусное» и, присвоив себе часть отчуждаемых ценностей, при этом не создав ценностей неотчуждаемых, использовал город в качестве «топливной ракеты». Но о таких, может, и не стоит сожалеть - пускай ceбе едут, город чище станет. Так и помечтается иногда по-маниловски: «Вот уедут когда-нибудь из Новокузнецка все непорядочные, останутся здесь одни прекрасные люди».

В процессе обсуждении главными стали вопросы: «А что должно получиться в результате разговора? Надо ли выработать какие-либо рекомендации? И если надо, то для кoro? Четкие  ответы даны не были. Но очень важной мне показалась фраза заслуженного apхитектора, профессора Юрия Михайловича Журавкова, которую он произнёс во время своего выступления: «Настало время думать». Да, надо думать, как жить дальше. Кандидат педагогических наук Анатолий Васильевич Первушин подошёл к вопросу по-философски и предложил начать с обсуждения с того, а что есть собственно город, что есть Душа города?

Современный методолог и философ П. Г. Щедровицкий считает, что пришло время «поставить вопрос иначе: не что есть город, а как мы мыслим и представляем его, как мы действуем, вторгаясь в его пределы в той или иной роли».

Сегодня важно каждому живущему здесь озаботиться тем, как превратиться из суетливого жителя в горожанина?" Не варвара, кочевника, захватчика, временщика, а человека, живущего в городе, уважающего его и поступающего по отношению к нему цивилизованно, по-хозяйски, в хорошем смысле этого слова. И всё это независимо от статуса жителя и выполняемой им социальной роли. И тогда сразу снимется ряд негативных моментов: в городе станет чище, из него не будут бессовестно выкачиваться деньги, в нём не будут разрушаться памятники, расковыриваться и достраиваться порой просто ужасными крылечками фасады старинных зданий, в центре города не появятся чудовищные железные гаражи, установка которых сопровождается объяснениями, что они принадлежат уважаемым людям (уважающие себя люди никогда не позволят себе нарушить когда-то и кем-то гармонично созданную среду), никто не будет разъезжать по тротуарам и газонам на автомобилях и прочее-прочее. Искоренить понятие безместности - весьма устойчивого явления в нашей российской действительности - одна из основных задач сегодня. Город создается людьми. Он результат труда и вдохновения нескольких поколений, которые оставили не только материальный след, но и создали его атмосферу.  И будучи созданным, он повествует о себе людям. Его можно прочесть. Это может быть совершенно своеобразное прочтение. И если воспользоваться метафорой Ю. Лотмана и рассматривать город как «поле мерцающих смыслов», то главное, мне кажется, всё-таки увидеть это мерцание Для этого нужна идея (или идеи| развития города, и переход всех без исключения жителей в статус горожан - это главные условия для сохранения Духа города.

Многогранно развернувшийся на краеведческом заседании полилог порадовал своим неравнодушием к будущей судьбе города. И пока есть в Новокузнецке люди, озабоченные развитием исторической памяти как важнейшего компонента общественного сознания, у города есть перспективы. Молодые историки уверены: прошлое нуждается во внятном и целостном прочтении, адекватном сегодняшнему дню. Надо только восстановить преемственность в развитии города и не начинать каждый этап развития как бы с нуля, без всякой связи с историческим прошлым. К тому же неплохо было бы дополнить понятие «качество жизни»  применительно к городу не только материальными, социальными, политико-правовыми, но и культурными и духовными аспектами.



Незванова, А. Как стать горожанином, или Как увидеть мерцание смыслов? / Алена Незванова // Новокузнецк. - 2007. - 24 мая (№ 20). - С. 11