Предложения по созданию эффективной системы наружной социальной рекламы территории для г. Новокузнецка
Мэру города Новокузнецка С.Д. Мартину
Начальнику управления культуры г. Новокузнецка М.М. Маслову
Главному архитектору г. Новокузнецка А.А. Колтакову
Главному художнику г. Новокузнецка А.С. Архиповскому
Главному архитектору Центрального района г. Новокузнецка В.В. Тен
Председателю Новокузнецкого отделения
ВТОО «Союз художников России» П.П. Рещикову
Председателю Новокузнецкой организации
«Союз архитекторов России» А.А. Тену
Введение
Текущий год – это год 65-летнего юбилея Победы, и администрация города Новокузнецка наверняка уже начала планировать мероприятия, посвященные этому событию. Важнейшей частью подготовки к таким общественно значимым праздникам, как годовщина Победы, День города, является наружное оформление городского пространства. При этом его существенные элементы, несущие смысловое и образное содержание, служат не только средством декорирования улиц и площадей по случаю массового праздника, но в значительно большей степени – средством репрезентации территории (города, места) в сознании жителей. Таким образом, им принадлежит ключевая роль в формировании горожанина.
Значимо и то, что изготовление элементов этого оформления (баннеры и т.д.) финансируется из городского бюджета, т.е. осуществляется за счет налогов, собираемых с горожан. Так что именно горожанин должен являться и заказчиком, и адресатом этой продукции, а не только ее – скорее равнодушным, чем заинтересованным – зрителем.
Поэтому разработчики содержательного и дизайнерского компонентов оформления города должны руководствоваться прежде всего заботой об эффективности этой продукции. Другой подход был бы проявлением безответственной расточительности по отношению к городскому бюджету. Основным критерием эффективности любой рекламы, в том числе и наружной социальной рекламы города, является степень ее воздействия на горожан в желаемом и контролируемом городской властью направлении. Иными словами, разрабатываемые проекты должны основываться на отчетливом представлении администрации города об ожидаемых результатах. Формой такого представления является целостная концепция наружной социальной рекламы в городе, именно на ее основе могут возникнуть новые, адекватные требованиям времени системные решения.
1. Терминология
Под наружной социальной рекламой в настоящем тексте понимается современная отечественная разновидность декорирования городского пространства, инструментами которого являются так называемые баннеры, ситилайты, перетяжки, биллборды, брэндмауэры, постеры, рекламные плакаты, принты и стикеры, светодиодные экраны, остановочные лайт-боксы, мультивизионные установки т.п. В отличие от коммерческой, наружная социальная реклама обслуживает городское сообщество в целом (оно является ее целевой аудиторией), а ее тематика очерчена следующими сюжетами:
- Территориальная идентичность (позитивная);
- Образ Места (аттрактивный);
- Историческое прошлое территории (в идеологически апробированных и преимущественно стереотипизированных моделях);
- Стратегия развития территории (образ социально-желательного будущего);
- Персонификация Места (в образах заслуженных и именитых жителей территории, местных авторитетных руководящих лиц, иных ключевых персоналий регионального и странового масштаба);
- Социальные проблемы территории (безопасность дорожного движения, экологическая ситуация, наркомания и иные психосоциальные девиации, популяризация здорового образа жизни, просветительская информация и т.д.).
В рамках настоящего текста рассматривается только один тематический сегмент современной новокузнецкой наружной социальной рекламы – связанный с позиционированием города. Терминологически точно было определять его как наружную социальную рекламу территории. Далее для краткости последняя именуется баннерами о городе (вне зависимости от того, на каком именно рекламном носителе размещается).
2. Проблемная ситуация
2.1. Общероссийский масштаб
Наружное оформление города начиная с эпохи модерна играет ключевую роль в формировании горожанина, то есть в выработке и трансляции культурных практик, специфических для жителя именно урбанистического пространства. В советское время идеологическое воспитание масс было успешным благодаря продуманной, по преимуществу грамотно сделанной, эффективной системе наглядной агитации, окружавшей советского человека повсюду и постоянно – от прогулочных площадок детского сада до интерьера рабочего места и городского ландшафта в целом. Однако советские аналоги наружной социальной рекламы не преследовали цели создавать у советского гражданина прочное чувство связи с Местом, в котором он жил: пропаганда и идеология формировали у него общегосударственную («наша Советская Родина») и классовую («пролетариат», «советский народ») идентичности, но не территориальную.
Территориальная идентичность, то есть коллективное чувство сопринадлежности к единой группе, которая укорененно (поколениями) живет на одной территории, связывает будущее своих потомков с этой территорией, – эта новая для вчерашних советских граждан идентичность становится в постсоветской России главной, заметно потеснив иные формы идентичности (субкультурную, профессиональную, конфессиональную, этническую). Процесс регионализации во всех его модусах, бум краеведческого движения в пространстве бывшего СССР, рост регионального самосознания в целом – веские тому доказательства.
Современные россияне живут в так называемую переходную эпоху, когда ломаются не только макроструктуры общественного устройства (государственные, партийные, административные, экономические, правовые и т.д.), но изменяется вся ткань жизни страны, все привычные практики постсоветского общества. Применительно к рассматриваемой проблематике речь идет о том, что рухнула и уже не может быть реанимирована советская наглядная агитация и тем более советская праздничная культура в целом, потому что ушла в прошлое поддерживавшая их система советской идеологии и пропаганды.
Мы живем в эпоху, когда все еще отсутствует новый праздничный канон (точнее, он только начинает формироваться). Тем не менее массовый праздник и праздничное убранство города остаются основными способами автопрезентации власти – и государственной, и региональной. Значит, необходимы свежие системные решения для выработки и внедрения в практику современных эстетических стандартов, современной драматургии и стилистики массовых праздников. Массовый праздник – мощнейший управленческий ресурс, тем более пристальное ему должно уделяться внимание и тем более ответственным должен быть подход к его продумыванию и организации.
Декорирование городского пространства производится в большинстве случаев в соответствии с праздничным календарем и является своего рода культурной инсценировкой компонентов этого календаря (от государственных праздников до религиозных и этнических). В логике регионализации в 1990-е гг. возник «новый российский праздник» День города, формируются «локальные календари» и т.п. По всем этим поводам в российских городах активно используется такой ресурс уличного декорирования, как баннеры о городе. Баннеры о городе – это мощный инструмент формирования праздничного публичного пространства, способ конструирования новой «постсоветской культурной идеологии, популярный инструмент работы с региональным самосознанием. В какой степени он сегодня выполняет свои функции – вопрос, связанный с качеством этого рекламного продукта.
2.2. Локальный (новокузнецкий) масштаб
Текущее состояние наружной социальной рекламы в Новокузнецке во всех ее тематических разновидностях не демонстрирует ответственного профессионального подхода к разработке ее содержательных (смысловых, языковых, фактологических) и эстетических (дизайнерских) аспектов.
В то же время баннеры о городе в обозримом будущем, судя по всему, останутся самым востребованным из общего пакета регионализации инструментом формирования территориальной идентичности. Это доступный, недорогой и эффективный способ презентации территории (минимальная структура баннера проста: «картинка+текст»). Пост-социалистическая Россия вступила в эпоху, когда массовое сознание определяется и формируется по преимуществу образами. Доминирование медийных каналов передачи информации, самое структурирование свободного времени современного человека свидетельствует о том, что СМИ, и в том числе реклама, берут на себя ведущую роль в формировании его личности. Именно поэтому профессиональная и ответственная работа с образом города (во всех его изводах – имидж, бренд, проект…) – способ формирования у горожан привлекательного образа территории, гарантия уменьшения оттока из города талантливой молодежи, определяющий фактор успешного развития территории, залог сохранения Новокузнецка.
Анализ ситуации с наружной социальной рекламой в нашем городе показывает, что Новокузнецк в зеркале баннеров о городе не имеет своего лица (как, впрочем, и большинство постсоветских городов), потому что слоганы и «картинки» наружной социальной рекламы территории у нас – буквально те же, что и по всей России. Набор их крайне ограничен, не отличается глубиной и оригинальностью мысли, и главное – не только не формирует у горожан представления об уникальности или хотя бы специфике собственного города, но хуже того: размывает и те нечеткие представления, которые имелись до массированного потока баннеров о городе в последние 3–4 года.
Баннеры о городе создаются вне какой-либо продуманной стратегии формирования городского самосознания, от случая к случаю («от праздника к юбилею» – по принципу административного рапортования), бессистемно и зачастую безграмотно. Это касается и текстов баннеров, и общей «дизайнерской идеи», и размещения их в городском пространстве. Город Новокузнецк в новокузнецких баннерах практически не представлен.
Образ города не разработан, «непроявлен», а значит, отсутствует в актуальном восприятии горожан: им фактически не с чем себя соотнести, не к чему привязать свое будущее и будущее своих детей. Некогда мощный советский образ индустриального Новокузнецка неадекватен в сегодняшних реалиях и не может выполнять объединяющей функции для жителей нашего города. Но и на современных слоганах типа «С любовью к городу», «Мы любим тебя, Новокузнецк!», «Любимый город» далеко не уедешь: помимо плоской семантики, эти фразы совершенно не актуализируют уникальности нашего города, к тому же заштампованы нещадной эксплуатацией по всей России.
На заседании Городского краеведческого объединения 12 января 2010 г. обсуждалась проблема содержания и образно-символической системы новокузнецкой наружной социальной рекламы – в той ее части, которая позиционирует наш город и область в целом. Доклад И.П. Рещиковой (НФИ КемГУ) о новокузнецкой наружной рекламе территории был построен на сопоставлении семантики и визуальной стилистики, с одной стороны, продуктов советской наглядной агитации, и с другой стороны, современных кузбасских (преимущественно новокузнецких) баннеров о городе и регионе.
Ключевая идея доклада: современная наружная социальная реклама территории в своих лучших образцах эксплуатирует советские сюжетно-символические модели, в худших – демонстрирует непрофессиональный подход к конструированию новой социальной идеологии, изобилует орфографическими и синтаксическими ошибками, стилистическими несуразностями. Ничего нового поверх общеизвестных брендов территории периода СССР современная рекламная мысль не создала. Между тем страна живет уже в другой эпохе, и время требует ответственной и тщательной работы по созданию адекватного и содержательно богатого образа Новокузнецка (а баннеры о городе – гибкий инструмент конструирования именно имиджа и бренда территории). Наш город с его почти 400-летней историей достоин такого внимания к себе и не должен равняться на усредненно-разбавленный фон рекламной невнятицы, равно убогой по всем городам и весям страны.
Тема получила общественный резонанс, что говорит о ее действительной актуальности; вышли три статьи в городской газете «Кузнецкий рабочий» . Ряд публикаций на эту тему в научных журналах получил высокую оценку сибирских и московских коллег из академического сообщества .
В этой связи Городское краеведческое объединение «Серебряный ключ» выступает с конкретными предложениями к Администрации города.
3. Предложения по решению проблемы
Для решения обозначенных проблем наиболее адекватный инструмент – создание специального постоянно действующего компетентного органа, который объединит специалистов преимущественно гуманитарного (междисциплинарного) профиля. За содержательную сторону и общую концепцию наружной социальной рекламы должны отвечать профессиональные культурологи, историки, филологи, социальные психологи; формальную сторону следует обеспечивать художникам, архитекторам, дизайнерам. Работа всех специалистов должна постоянно координироваться.
Организационную форму такого экспертного совета может определить только Администрация города Новокузнецка как заказчик. При этом следует учитывать, что те функции, которые являются стержневыми в работе с массовым сознанием, но которые после распада СССР по ряду причин перестали выполняться при проектировании и исполнении наружной социальной рекламы, не смогут «автоматически» выполняться в рамках существующих административных должностей главного художника или главного архитектора: содержательная часть наружной рекламы при таком подходе будет по-прежнему «выпадать», поскольку не является предметом профессиональной подготовки художника или архитектора. То есть, помимо существующего архитектурного, художественного и иного «надзора» за наружной социальной рекламой, нужен контроль за ее смысловой стороной, который могут обеспечить специалисты гуманитарной области.
Создание концепции наружного оформления города – дело прежде всего науки и уже потом – администрирования.
Городское краеведческое объединение «Серебряный ключ» предлагает Администрации города Новокузнецка свои услуги. Мы можем:
- Разработать проект местного Положения о регулярном (ежегодном) конкурсе наружной социальной рекламы; сформулировать цели конкурса, задать его концепцию, определить номинации, условия участия, форму заявки, порядок прохождения этапов конкурса.
- Дать рекомендации по персональному составу экспертной комиссии.
- Контролировать реализацию этапов конкурса.
- Осуществлять мониторинг конкурса по годам.
Серьезная разработка данной темы невозможна без научного исследования. Администрация города Новокузнецка может заказать Новокузнецкому филиалу-институту Кемеровского государственного университета:
- Экспертный анализ текущего состояния наружной социальной рекламы территории (баннеров о городе) в Новокузнецке и/или Кузбассе;
- Исследование новых российских культурных практик в праздновании главного регионального праздника демократической России – Дня города. Исследование должно результироваться созданием аналитической справки для использования сотрудниками муниципалитета в практике администрирования;
- Научное обоснование и разработку прикладных рекомендаций по работе с наружным оформлением Новокузнецка к Дню города – с учетом богатейшей истории нашего города (этот ресурс до сих пор не задействован местными изготовителями баннеров);
- Разработку научных и прикладных рекомендаций по работе с наружным оформлением Новокузнецка ко всем прочим праздникам локального календаря;
- Проведение для представителей муниципалитета специализированного семинара по современной наружной рекламе территории. В рамках семинара будет дан анализ «баннерной практики» по Кузбассу в целом и по Новокузнецкой агломерации, приведена необходимая доказательная база с демонстрацией большого количества местного и российского визуального материала, даны конкретные научно обоснованные рекомендации по работе с баннерами о городе.
НФИ КемГУ располагает необходимым кадровым ресурсом для выполнения подобной работы. Для разработки ряда специальных рекомендаций НФИ КемГУ имеет возможность привлечь крупнейших ученых-ландшафтоведов из Москвы и Петербурга.
Систему работы по созданию наружной социальной рекламы территории в г. Новокузнецке нужно расширять до масштабов Новокузнецкой агломерации – зоны влияния Новокузнецка. Наш город должен становиться не только экономическим, но и социокультурным центром притяжения обширной пригородной зоны. ближайших городов-соседей.
Предлагаемые мероприятия целесообразно ввести в программу Регионального (кузбасского) проекта «Культура».
Приложение 1
Концепция оформления города Новокузнецка в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне
(Баннеры о Сталинске военных лет)
Ответственность предприятия по созданию баннеров к 9 Мая будет очевидна, если помнить о том, что этот праздник сегодня – главный способ автопрезентации Российского государства и нации. Создание баннеров о городе ко Дню Победы – без преувеличения государственное дело.
Оформление уличного пространства г. Новокузнецка к Дню Победы должно исходить из целостного видения, при котором в едином смысловом горизонте удерживаются и синтезируются два базовых компонента:
1. Образ праздника 9 Мая.
Праздник имеет непростую историю. Известно, что с конца 1946 г. День Побе-ды был объявлен обычным рабочим днем и надолго лишен статуса официального праздника. Причина – осознаваемый тоталитарной властью огромный и неуправляемый «заряд» праздника, непосредственная эмоциональность которого была опасна для советского режима, поскольку способствовала спонтанному (неподконтрольному) объединению народа-победителя.
С 1970-х годов ни один праздник не играл такой роли в связывании личной судьбы человека с историей государства и страны, как День Победы. По сей день участие в торжественном параде – центральный символический акт российского и русского национального сознания.
Не подлежит также сомнению, что в сегодняшней России это единственный государственный праздник, который реально объединяет нацию, жестко расколотую на «экономические классы» в зависимости от уровня жизни. День Победы связывает народ и в поколенческом (прадеды – правнуки), и в социокультурном (СССР – Россия) отношениях. Это – основа самоуважения нации. Новоизобретенный «День народного единства» (4 ноября) еще очень нескоро сможет сравниться с Днем Победы по потенциалу нациестроительства, а именно последнее сегодня жизненно важно для России – страны с официально признанным отсутствием национальной идеи.
2. Образ конкретного города-участника Великой Отечественной войны, то есть Сталинска – Новокузнецка. Традиционная ошибка современных заказчиков и исполнителей наружной социальной рекламы – игнорирование регионального и локального контекста, в котором эта реклама создается и размещается. В случае празднования Дня Победы любой регион нашей огромной страны, как бывшие линии фронта, так и глубокий тыл, может повествовать о Великой Отечественной через призму того вклада, который внесли в разгром фашистов жители именно этого региона. Чувство гордости за нашу Победу, российский и местный патриотизм, чувство территориальной близости людей от этого только возрастет. Город обретет дополнительный эмоциональный ресурс для своего позиционирования, для полноценной жизни горожан, для их самоуважения.
3. При этом необходимо осуществить гармоничный синтез этих двух образов, в результате которого появится рекламный продукт, которые продемонстрирует уникальный вклад Сталинска – Новокузнецка в Великую Победу и уравняет труд в тылу с воинским подвигом.
Целостная концепция образа тылового города, державшего на своих плечах фронт, ковавшего (буквально) Великую Победу, может быть построена на «развертке» темы в четырех ракурсах, соответствующих четырем тематическим блокам баннеров о городе:
- Эпоха.
- Человек.
- Город.
- Память.
Рекомендации по дизайну баннеров
Процедура создания баннеров о городе, с учетом их огромного значения в формировании массового регионального сознания, не должна быть бюрократическим прохождением некоего исходного материала по инстанциям, как по конвейеру, где каждый участник производства отвечает только за свой участок работы, а за результат – никто. Необходима постоянная координация работы тех, кто формирует содержательные рамки, и тех, кто создает художественно-эстетическую концепцию.
Дизайн конкретных баннеров следует обсуждать специально, но он должен быть выполнен в едином стиле в рамках каждого из четырех тематических блоков: это организует отдельные баннеры, рассредоточенные в городском пространстве, в определенные серии и обеспечит узнаваемость этих серий. В итоге праздничное оформление города избежит обычного в таких случаях смыслового и художественного разнобоя и пестроты.
В идеале материал для создания баннеров о городе к 9 мая должен быть только местным. Это значит, что следует дозированно привлекать содержательный и визуальный ряд, не имеющий непосредственного отношения к Сталинску/Новокузнецку либо к жителям Сталинска. Например, если фоном баннера по замыслу дизайнера должны стать полувыцветшие строки фронтового письма-«треугольника», то само это письмо должно быть написано воином из Сталинска или Кузбасса.
Необходимо избегать тиражирования однотипных заезженных фраз, которые за последние десятилетия регулярной эксплуатации «стерлись», стали семантически «пустыми». Например, фраза «Никто не забыт, ничто не забыто», некогда звучавшая трагично и одновременно торжественно, ныне не производит должного впечатления на языковое сознание современного человека, потому что давно превратилась в журналистский штамп.
Окончательный вариант (макет) баннера должен рассматриваться и утверждаться специальной комиссией, где, помимо художников, архитекторов и иных специалистов, традиционно привлекаемых к подобной работе, непременно должны быть культурологи, историки, краеведы, которые в состоянии удерживать смысловое и образно-символическое соответствие текста, цвета, композиции, шрифта, «картинки», символического контекста, точек размещения баннеров в городском ландшафте, а также грамотность и стилистическую адекватность слоганов.
Качество баннеров о городе – это тонкая продуманная «региональная» идея, достоверность и этичность информации, оправданность образно-символического контекста, языковая грамотность, художественный профессионализм, целостность словесно-визуальной концепции.
Рекомендации по размещению баннеров в городском ландшафте
Локализация баннеров о городе в городском ландшафте – специальный сюжет, требующий контроля со стороны Администрации города как главного заказчика наружной социальной рекламы. Вряд ли является оправданным сегодняшнее хаотичное «разбрасывание» рекламных установок в уличном пространстве или, еще хуже, остаточный принцип, по которому баннеры о городе размещаются владельцами рекламных установок в самых невыгодных в визуальном отношении точках.
Необходимо грамотно использовать линейность улиц для развернутых «повествований», что организует, «собирает» уличное пространство в смысловом отношении, а также позволяет более полно представить информацию о городе военных лет (потому что объем информации, размещаемой на отдельном баннере, имеет ограничения, связанные с особенностями восприятия человека в пространстве улицы). Особое внимание следует уделять смысловой организации конкретных улиц и площадей, на которых происходят основные праздничные действа и движение парада.
Ключевые (центрирующие) точки городского ландшафта следует маркировать ключевыми (наиболее «сильными» по эмоциональному воздействию) текстами.
Тематические блоки баннеров о городе
1. Эпоха
Баннеры этого блока посвящены событиям и фактам эпохи Великой Отечественной, которые чисто аналитически распределяются на две группы:
Локальная история
Баннеры данного блока должны ярко и лаконично фиксировать вклад города в Победу – языком цифр и фактов. Возможные тексты:
«В военные годы КМК освоил производство более 70 новых марок стали»
«1941–1945. В Кузбассе построено и реконструировано 20 шахт с годовой угледобычей 5 млн тонн»
«Прокат брони на КМК производился на листостане и рельсостане, предназначенных для "мирного" металла»
«"Сибиряку от Чалкова" – текст на автоматах, подаренных сталеваром А. Я. Чалковым воинам Сибирской добровольческой дивизии»
«1941–1945. В кузнецкую броню в годы войны оделись 50 тысяч танков, 45 тысяч самолетов, 100 миллионов снарядов»
«1941–1945. Почти половина всей военной продукции страны – из кузнецкой брони»
«1941–1945. Каждый второй советский танк – из кузнецкой брони»
«3500 воинов-металлургов КМК не вернулись с поля боя»
«На фронтах Великой Отечественной сражалось 64 000 жителей Сталинска»
«52 воина из города Сталинска удостоены звания Героя Советского Союза»
«Металлурги Сталинска первыми в стране научились выплавлять броневую сталь»
«13 сентября 1945. КМК удостоен полководческой награды – боевого ордена Кутузова I степени»
«КМК – это не только танковая броня, но и снаряды, каски, котелки, саперные лопаты, кровати для госпиталей»
«12460 кузнечан удостоены боевых наград Великой Отечественной»
«7 января 1943. Сталинск дал первую плавку "крылатого" металла – алюминия»
«1941. Инженеры КМК разработали технологию выплавки броневой стали в не приспособленных для этого "мирных" печах»
«1941–1942. Сталинск принял эвакуированные предприятия "Днепроспецсталь", завод ферросплавов, завод "Красный тигель", машиностроительные и цинковые заводы»
«1943 год. Кузбасские шахтеры-пенсионеры возвращаются на шахты»
«180 воинов-кузбассовцев – Герои Советского Союза»
«Памятник советскому солдату в Трептов-парке (Берлин) увековечил подвиг кузбасского воина Николая Мосалова»
«Четыре знамени Государственного комитета обороны оставлены на вечное хранение на КМК»
«1941–1945. КМК выплавил броневой стали на 50 тысяч танков»
«БЕПО и ОДБП – бронепоезда из кузнецкой стали»
«1941–1945. Первый мартеновский цех КМК 24 раза признавался лучшим в СССР»
«1941–1945. Прокатчики стана "500" КМК 17 раз побеждали в соцсоревновании»
«1941–1945. Сталинский алюминиевый завод 6 раз побеждал во Всесоюзном соцсоревновании работников цветной металлургии»
«1941–1945. Металлурги Сталинска были лучшими в стране 167 раз»
«Авиаэскадрилья "За Родину", звено самолетов "Школьник Кузбасса", бронепоезд "Металлург Кузбасса", танковая колонна "Кузнецкий металлург" – средства на их создание собраны тыловым Кузбассом»
«1943–1945. Помощь Кузбасса в восстановлении Донбасса»
«Декабрь 1942. Введен в строй Сталинский алюминиевый завод»
«К концу 1942 г. на КМК работало 38 % женщин, 19 % подростков»
«1941–1945. На КМК выпускалось 30 % всей броневой стали страны и 50 % броневого листа»
«Т-34. Самый массовый танк Великой Отечественной войны. Выпускался из кузнецкой стали»
«1941–1945. Впервые в мировой металлургии у домен и мартенов КМК – женщины»
«1941–1945. Фашистские "Тигры" и "Пантеры" переплавлялись на КМК в кузнецкую бро-ню»
«1941–1945. В Сталинск эвакуировано 55 предприятий из прифронтовой полосы»
«"Советская Сибирь", "Сибиряк", "Железнодорожник Кузбасса", "Металлург Кузбасса" – бронепоезда, построенные в 1942 в Сталинске»
«1943. Забойщик шахты им. Орджоникидзе Иван Безгин выполнил норму на 1058 %»
«1943. За месяц Сталинск собрал 4 млн 46 тыс. рублей на строительство танковой колонны "Кузнецкий металлург"»
«1941–1942. Ученые СМИ разработали технологию литья 76-миллиметровых снарядов»
«Февраль 1942. В Сталинске создан Комитет ученых по мобилизации местных научно-технических сил в помощь фронту»
Страновая история.
Ключевые события Великой Отечественной, поданные через «локальную призму»:
«Июль 1941. При отступлении из Брестской крепости солдат из Сталинска Родион Семенюк закопал у Восточного форта боевое знамя 393-го отдельного зенитно-артиллерийского батальона. Знамя было найдено им в 1956 году»
«1941. Битва за Москву. 11-я Гвардейская армия» (баннер разместить в Новоильинском районе на одноименной улице)
«Август 1941. В Сталинск прибыл первый военно-санитарный поезд с ранеными»
«29 января 1942. Подвиг Александра Красилова, Ивана Герасименко и Леонтия Черемнова»
«3 июля 1942. образована 150-я стрелковая Сибирская добровольческая дивизия имени Сталина»
«376-я Кузбасская стрелковая дивизия была отправлена на оборону блокадного Ленинграда»
«В Сибирскую добровольческую дивизию входил Кузбасский стрелковый полк из 1500 сталинцев и 500 прокопчан»
«Апрель 1942. Операция в Мясном Бору под осажденным Ленинградом. Первая большая победа 376-й Кузбасской стрелковой дивизии»
«25 ноября 1942. Первый бой Сибирской добровольческой дивизии под г. Белый (Бельская операция)»
«Январь 1943. Бои с участием Сибирской добровольческой дивизии под г. Великие Луки»
«19 апреля 1943. Сибирской добровольческой дивизии присвоено звание 22-й Гвардейской стрелковой дивизии сибиряков»
«1943. За освобождение г. Пирятина 237-й Кузбасской стрелковой дивизии было присвоено наименование Пирятинской»
«1943. За взятие г. Верхнеднепровска 303-я стрелковая дивизия получила наименование Верхнеднепровской»
«8 августа 1944. Лубанский переход 22-й Гвардейской стрелковой дивизии сибиряков»
«Октябрь 1944. Бои 22-й Гвардейской стрелковой дивизии сибиряков за освобождение Риги»
«Ноябрь 1944. За освобождение Риги 22-й Гвардейской стрелковой дивизии сибиряков было присвоено наименование Рижской»
«24 июня 1945. 26 воинов 22-й Гвардейской стрелковой дивизии сибиряков участвовали в Параде Победы»
«Боевой путь 22-й Сибирской дивизии: г. Белый – Великие Луки – Локня – Гжатск – Павлиново – Ельня – Смоленск – Орша – Пустошка – Новоржев – Карсава – Огрэ – Балажи – Рига – Салдус» (текст можно разбить на два – три баннера, следующих один за другим по линии одной улицы)
«1941–1942. Сталинск принял сотни детей из блокадного Ленинграда»
«26 января 1943. Образование Кемеровской области»
«Медалью "За оборону Ленинграда" № 00001 награжден военный летчик художник Николай Пильщиков из Сталинска»
2. Человек
Баннеры этого блока должны представлять личности людей, «делавших» Победу. Акцент сделан на персоналиях, имеющих непосредственное отношение к Сталинску: это либо жители города, участвовавшие в боях и трудившиеся в тылу во время Великой Отечественной, либо герои войны, чьими именами названы улицы и другие пространственные объекты современного Новокузнецка.
Структура баннера этой группы: фотография+краткий текст о вкладе человека в Победу. При отсутствии фотопортрета заменой может быть фотография конкретного места, названного именем человека (улицы и т. п.). Ниже фамилия следует перед именем только для удобства перечисления (в реальных баннерах следует менять местами имя и фамилию).
Примерный перечень персоналий:
«Авраамов Сергей Михайлович. Ведущий хирург эвакогоспиталя № 1247 г. Сталинска» (баннер разместить в Центральном районе на ул. Кирова в районе дома № 23, где располагался госпиталь)
«Адыяков Алексей. Шорский солдат. Герой Лубанского перехода»
«Белан Роман Васильевич. Директор КМК в годы войны» (баннер разместить в Центральном районе на улице, названной его именем)
«Бугарев Леонид Александрович. Первый директор Алюминиевого завода. В августе 1942 г. завод начал строиться, в январе 1943 г. был дан первый "крылатый" металл» (баннер разместить в Кузнецком районе на улице, названной его именем)
«Выпов Александр Иванович. Архитектор. Ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны»
«Гаденовы Андрей и Дмитрий. В январе 1943 г. погибли смертью храбрых под Сталинградом» (баннер разместить в Орджоникидзевском районе на улице, названной име-нем героев)
«Герасименко Иван. Герой Советского Союза (посмертно). Погиб смертью храбрых 29 января 1942 г. под Новгородом» (баннер разместить в Куйбышевском районе на улице, названной именем героя)
«Грдина Юрий Вячеславович. Профессор СМИ. В 1941 руководил опытной плавкой броневой стали»
«Жуков Георгий Константинович. Великий русский полководец» (баннер разместить в Центральном районе возле сквера памяти Г.К. Жукова)
«Заслонов Константин. Герой Советского Союза (посмертно). Командир партизанской бригады в Орше. Погиб смертью храбрых 14 ноября 1942 г.» (баннер разместить в Орджоникидзевском районе на улице, названной именем героя)
«Иванова Александра. Выпускница СМИ 1944 г. Донор. В 1941–1946 сдала 20 литров крови, спасла от смерти 100 раненых солдат»
«Клименко Николай. Герой Великой Отечественной войны. Погиб смертью храбрых 2 августа 1944 г.» (баннер разместить в Заводском районе на улице, названной именем героя; в Орджоникидзевском районе возле школы, где он учился)
«Конев Александр Степанович. Пулеметчик. Герой Советского Союза. В одном из боев уничтожил 135 фашистов» (баннер разместить в Кузнецком районе на улице, названной именем героя)
«Красилов Александр. Герой Советского Союза (посмертно). Погиб смертью храбрых 29 января 1942 г.» (баннер разместить в Куйбышевском районе на улице, названной именем героя)
«Куюков Михаил. Шорский солдат. Пулеметчик. Снайпер. Герой Советского Союза (посмертно. ) Погиб смертью храбрых 30 сентября 1943» (баннер разместить в Орджоникидзевском районе – герой родился в д. Старооабашево)
«Малукова Елена. Артистка Московского театра оперетты. Дала 200 концертов на заводах и шахтах Сталинска. Работала подручным сталевара в 1-м мартеновском цехе КМК» (баннер разместить в Центральном районе на площади Побед, у здания Театра металлургов)
«Павловский Алексей. Летчик. Комбат. Герой Советского Союза (посмертно). Погиб смертью храбрых при обороне Днепра 8 октября 1943 г.» (баннер разместить в Центральном районе на улице, названной именем героя; а также возле СибГИУ (СМИ), где учился А. Павловский)
«Полосухин Виктор. Командир краснознаменной 32-й стрелковой дивизии. Герой Бородинского сражения под Москвой 1941 года. Почетный гражданин города Новокузнецка» (баннер разместить на автодороге в сторону шахты «Полосухинская» и в Кузнецком районе, именем героя названа улица на Форштадте)
«Смирнов Николай Николаевич. Основоположник хирургической службы в Сталинске. Ведущий хирург эвакогоспиталя № 1241»
«Соломина Вера. Вынесла с поля боя 270 раненых. Погибла смертью храбрых 4 августа 1943» (баннер разместить в Куйбышевском районе на улице ее имени)
«Толмачев Дмитрий. Герой Великой Отечественной войны. Погиб смертью храбрых 30 октября 1944 г.» (баннер разместить в Кузнецком районе, именем героя названа улица на Форштадте)
«Толстогузов Николай Васильевич. Награжден боевыми орденами Великой Отечественной. Ученый-металлург. Ректор СМИ (1966–1989)»
«Чалков Александр Яковлевич. Знатный сталевар КМК. Почетный гвардеец. Изготовленные на его средства автоматы ППШ передавались воинам-сибирякам»
«Черемнов Леонтий. Герой Советского Союза (посмертно). Погиб смертью храбрых 29 января 1942 г.» (баннер разместить в Куйбышевском районе на улице, названной именем героя)
«Чудояков Андрей Ильич. Выдающийся шорский ученый-филолог. Участник Великой Отечественной войны» (баннер разместить в Центральном районе возле здания КузГПА)
«Шестаков Петр Зиновьевич. Командир пулеметного расчета. Герой Великой Отечественной войны. Полный кавалер Ордена Славы» (баннер разместить в Кузнецком районе на улице, названной именем героя)
«Шунков Виктор Иванович. Ученый-историк. Уроженец Кузнецка. Участник Великой Отечественной войны» (баннер разместить в Кузнецком районе на улице, названной его именем)
«Юдин Владимир. Герой Советского Союза (посмертно). Погиб смертью храбрых 19 декабря 1943 г.» (баннер разместить на выезде из Центрального района, именем героя названа улица в Точилино)
«Яворская Барбара Карловна. Начальник военного госпиталя № 3626»
«Яворский Рэм Леонидович. Историк. Участник Великой Отечественной войны. Ректор Новокузнецкого педагогического института (1967–1983)» (баннер разместить в Центральном районе на пр. Пионерском)
3. Город
Баннеры этой серии помогут «портретировать» тыловой город в ракурсе военных событий 1941–1945 гг., создадут образ города-участника Великой войны. Принцип создания баннеров этой тематической группы: фотография конкретного места+краткий текст о нем. Их размещение может тяготеть к конкретным локусам города, но не обязательно. Баннеры этой группы будут хорошей альтернативой тем часто встречающимся в Новокузнецке рекламным щитам, которые вне всякого принципа, хаотично «выдергивают» из городского ландшафта определенные точки (например, здание цирка) и «навешивают» на них стандартные фразы («С любовью к городу!»).
На баннерах следует разместить репродукции произведений художников-фронтовиков – городских пейзажей, конкретных узнаваемых мест. Таких работ много. Целесообразно использование фондов Новокузнецкого художественного музея. Пример: городские пейзажи замечательных новокузнецких художников С.А. Бачевского, Я.В. Курдюмова, ныне здравствующего И.Я. Левченко и др.
Возможные тексты (список открыт):
«Сталинск – броневой щит Родины»
«Сталинск. Город-тыл. Город-труженик. Город-воин»
«Бульвар Героев проектировался в память о трех героях-кузнечанах – Иване Герасименко, Александре Красилове и Леонтии Черемнове»
«1941–1925. В Сталинске дислоцировалось 6 эвакогоспиталей»
«В здании факультета русского языка литературы КузГПА в годы войны располагался эвакогоспиталь № 1241»
«В здании гостиницы на Верхней колонии в годы войны располагался эвакогоспиталь № 1242» (баннер разместить на пл. Побед)
«В Сталинске дислоцировалось эвакуированное Виленское пехотное училище, выпустившее 12 000 офицеров»
«В годы войны Кузбасс стал главной топливной базой СССР»
«1941–1945. Старая и новая части города (Кузнецк и Новокузнецк–Сталинск) окончательно слились в единый город»
4. Память
Баннеры этого блока должны эмоционально, личностно связывать сегодняшних новокузнечан с городом и страной периода Великой Отечественной войны.
Здесь возможно воспроизведение фотографий воинов, которые, может быть, не получили орденов и не стали Героями Советского Союза, но храбро били врага и испытывали все тяготы войны. Для этого можно информировать жителей города через городские газеты и телеканалы о том, что фронтовые снимки их родственников-участников Великой Отечественной будут размещены на баннерах к 9 Мая. Новокузнечане будут испытывать особую личную гордость за Победу, добытую их дедами и прадедами, чьи фотопортреты войдут в праздничное украшение города.
Фотографии предметов (в широком смысле) военных лет доступны в фондах новокузнецких музеев. Например, полуторка, танк Т-34, предметы быта, одежда, головные уборы и т.п.
Наибольшим эмоциональным зарядом в праздничном ландшафте Новокузнецка могут обладать размещенные на баннерах цитаты из подлинных писем военных лет. Документы такого рода имеются как в семейных архивах горожан, так и в музейных коллекциях.
Примеры:
«Дорогая моя дочь. Если эта записка будет последней, прошу об одном: будь честна, как твой отец… Презирай всё несправедливое, бесчестное, ложное. Люби Родину и свой народ, как любил твой отец…». А. Павловский. Герой Советского Союза (посмертно)
«Милый мои Вита и Люся! Может быть, мне никогда не придется увидеть вас. У вас может остаться одна мама. Значит, нужно беречь маму, чтобы она не заболела и всегда жила с вами…» Дмитрий Ткаченко. Пропал без вести в сентябре 1941.
«Если погибну, прошу переслать это моей семье. Жалко умирать в 30 лет… Я готов каждую минуту погибнуть не потому, что не люблю жизнь, а потому, что я ее страшно люблю…». Николай Пушкин. Погиб 3 октября 1942.
«Мама, родная моя, здравствуй! Я жив, здоров… Все трудности перенесу молча. Всё переживу. Мама, жди меня домой». Иван Жарков. Погиб 26 июля 1944.
«Нам присвоили гвардейское звание, завоеванное в последних боях с немецкими оккупантами. Твой любимый старый дед называется теперь "Товарищ гвардии капитан"». Георгий Доронин. Погиб в декабре 1943.
«Надюша, я очень рад за голубоглазых, особенно за дочку, которая учится петь "Катюшу", и за сына, который так быстро растет». Михаил Демидов. Погиб в сентябре 1942.
«Погода теплая. Сады давно отцвели. Природа кругом чудесная – просто царство какое-то, и такую красоту отдавать Гитлеру?! Ни за что». Вера Соломина. Погибла 4 августа 1943.
«Нас помыли в бане и переодели в курсантовскую форму. Это для нас было целое собы-тие. Мы не узнавали друг друга… Курсант военного училища – это новая жизнь». Иван Карпушинский. Вернулся с войны. Жил в Сталинске – Новокузнецке.
«Вернусь ли я живой? А как хочется жить, любить, работать! Утро, летают самолеты. Слышно, как рвутся снаряды, свистят пули. А мы скоро пойдем». Нина Пономаренко. Вернулась с войны. Жила в Сталинске – Новокузнецке.
Дополнительное настроение главному российскому национальному праздника могут придать цитаты из песен военного репертуара. Перечень открыт:
«Этот День Победы порохом пропах…»
«Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей…»
«Этот день мы приближали как могли…»
«Это радость со слезами на глазах…»
Автор предложений по созданию системы наружной социальной рекламы и концепции оформления г. Новокузнецка к 9 мая 2010 г. ст. преп. кафедры истории НФИ КемГУ Рещикова И.П.
Автор введения к.и.н. доцент кафедры истории НФИ КемГУ Макарчева Е.Б.
Президент Городского краеведческого объединения «Серебряный ключ» к.п.н. профессор КузГПА Тивяков С.Д.