Рещикова И.П. Новокузнецк: образ города между прошлым и будущим

Собрание Краеведческого объединения 18 апреля 2007 года

Библиотека им. Гоголя, малый зал

Ведущие:
Макарчева Елена Борисовна,
доцент кафедры истории,

Рещикова Ирина Петровна,
ст. преподаватель кафедры истории (НФИ КемГу)

Что такое город?.. Люди, некогда в нем жившие и населяющие его сегодня; пространство, определенным образом развернутое и заполненное; личная память горожан, «привязанная» к определенной местности?..
Понятие город имеет десятки определений и все-таки остается дискуссионным. В урбаноантропологии существует направление, в рамках которого город рассматривается, если воспользоваться метафорой Ю. М. Лотмана, как поле мерцающих смыслов («мерцающих» - потому что они текучи и непостоянны). Объектом исследования при этом является городской текст (локальный текст). Это сумма всех возможных значений любого реального города, взятого как переживаемая целостность.

Город создается людьми. Но, будучи созданным, он повествует о себе людям, которых вмещает. Его можно прочесть. Это может быть совершенно своеобразное прочтение. А иногда город бывает тоталитарно-принудителен в предлагаемых им сюжетах и рамках интерпретации. Но в целом количество вариантов истолкования городского текста стремится к бесконечности. Приведем те, что «лежат на поверхности»:

  1. Архитектурно-планировочный текст (структура застройки, организации городского пространства...).
  2. Литературный текст (в том числе и поэтический).
  3. «Визуальный» текст (живописный, фото-, кино-, видео- и т. д., любительский либо профессиональный).
  4. Туристический (конструирующий «достопримечательности»).
  5. Исторический (краеведческий) текст (с одной стороны, вписывающий город в контекст «большой истории», и с другой стороны, выявляющий его местную уникальность).
  6. «Юбилейный» текст (с ярко выраженными панегирическими интонациями; имеет массу разновидностей).
  7. Фольклорный текст (точнее, постфолъклорный: городские легенды, предания, «страшные истории», слухи и т. п.).
  8. «Сюрреалистический» текст (примыкающий к низовым - в смысле латентным - интеллектуальным традициям; маркер такого текста - наличие в нем абсурдизирующего стёба и черного юмора).
  9. Жаргонный текст (тесно связанный с местными особенностями языковых практик).
  10. Текст, описывающий «телесность города»: его цвета, звуки, даже запахи.

 
Каналы создания городского текста множественны. Ограничимся следующим замечанием: он возникает как «естественным» путем, каким создается культурный слой - объект исследования археологов; так и в результате интеллектуального конструирования.

Предлагаем для обсуждения следующие тезисы (перечень открыт для дополнений и уточнений):

  1. В развитии города, как и всей страны, за последние сто лет нарушена преемственность: на каждом этапе развитие начинается как бы с нуля, в рамках модели, никак не связанной с историческим прошлым.
  2. Интеллигенция города, в частности, гуманитарная, существует изолированно, в качестве замкнутых профессиональных сообществ и не представляет из себя сколько-нибудь заметной общественной силы.
  3. У большинства наших сограждан не развита историческая память как важнейший компонент общественного сознания.
  4. Для того чтобы город притягивал к себе перспективных, талантливых, предприимчивых и масштабно мыслящих людей, а не выталкивал их на поиски лучшей жизни, он должен восприниматься как место достойное, интересное, обладающее своей неповторимой культурно-исторической «аурой».
  5. Понятие «качество жизни» применительно к городу включает в себя не только материальные, социальные, политико-правовые, но и культурные и духовные аспекты.
  6. Прошлое нуждается во внятном и целостном прочтении, адекватном сегодняшнему дню. Тогда оно может стать основой для формирования местной идентичности.
  7. Еще недавно образ Новокузнецка идеологически выстраивался в одной плоскости: рабочий город-завод. «Одномерная» городская идентичность нивелирует город и горожан, даже если при этом воздаются почести трудовой славе.
  8. Городской текст должен включать в себя все уровни, пласты, смыслы собственного прошлого, в том числе и травматический опыт (Кузнецкстрой, сталинские репрессии, экологические проблемы).
  9. Новокузнецк не должен продолжать выстраивать свою идентичность на «комплексах» перед другими городами («похожесть» на Ленинград, претензии на статус «столицы Кузбасса» и т. п.). Современный адекватный образ города должен основываться на его уникальности.
     

Рещикова, И. П. Новокузнецк: образ города между прошлым и будущим : [тезисы для обсуждения / составители: И. Рещикова, Е. Макарчева]. – [Новокузнецк, 2007]. – 2 с.