Валиулин В. Подступая к метафизике города

В библиотеке имени Н.В. Гоголя прошло очередное заседание краеведческого объединения “Серебряный ключ”. Наконец-то краеведы добрались до долгожданной, сулящей немалый интерес темы “Культурно-символический образ Новокузнецка” (метафизика города). Вела встречу краеведов старший преподаватель НФИ КемГУ Ирина Петровна Рещикова. Она же подготовила беседу на эту непроявленную, по определению Ирины Петровны, но настоятельно требующую проявления тему.

Определение метафизике дал еще Аристотель: это то, что существует после физики, область непроявленного духа или энергии. Философия добавляет к этому свое видение: это нечто объективно существующее, не фиксируемое физическими ощущениями. На примере города это можно выразить примерно так: существует реальный город, который мы видим, слышим, ощущаем, в котором живем, и существует миф об этом городе, освещающий обратную сторону городского бытия.

Каждое место на планете, а особенно каждый город, имеют свои мифы, свои легенды. Интереснейший пример в этой связи можно увидеть в рассмотрении темы московским  краеведом Рустамом Рахматуллиным, который собрал и издал книгу “Две Москвы, или Метафизика столицы”. Культурная общественность страны  зачитывается ею. Но не только Москва имеет метафизический  материал, достойный широкого внимания и осмысления. Новокузнецк в этом плане, при детальном и вдумчивом изучении, может дать не менее интересные результаты. Наш город строили (имеется в виду Новый Кузнецк) “двунадесять языков и народов”, каждый из которых наверняка имел какое-то свое сокровенное отношение к этой территории и к этому городскому сообществу. Так что вдумчивому исследователю, займись он всерьез темой метафизики Новокузнецка, может повезти как с легендарным, так и с фактическим материалом.

А начало этому поиску заложила Ирина Петровна Рещикова, давшая теоретическое обоснование термину и очертившая методологию будущих исследований.

Когда разговор заходит о метафизике, он почти всегда от реальных предметов переходит к мистическим. Непременно вспоминаются заклятые (геопатогенные) места, аномальные зоны и призрачно-энергетические субстанции. Каналов распространения таких сведений обычно три: телевидение, газеты и журналы, литература. Как правило, через них распространяются чисто житейские были и легенды, к метафизике чаще всего отношения не имеющие.

Есть и прямой способ получения легендарно-мистических сведений - непосредственное изучение тех мест, от которых веет мистикой или мифом. В Новокузнецке есть группы молодых людей, по ночам посещающих “странные места Кузни”: бомбоубежища, заброшенные здания, аномальные зоны. Конечно, метафизики в таких исследованиях мало, но сами действия ночных поисковиков говорят об интересе к теме.

В познании метафизики Новокузнецка нам может помочь опыт петербуржцев. Не зря Новокузнецк порой сравнивается с этой северной столицей России. Да и к проектированию Новокузнецка непосредственное отношение имели ленинградские архитекторы. Правда, нужно признать: если основа наших городов (болото) схожа, то сами города весьма различны. Так, как бывают различными полюса, Северный и Южный.

Петербург - имперский город, заложенный Петром Великим, как ворота России в Европу - цивилизованную, промышленную и культурную. Мифы Петербурга творили Пушкин, Гоголь и Достоевский. Кузнецк, наоборот, начинался как крепость на южных рубежах России,  надежный запор от незваных гостей.

Дальнейшая история городов также разбегалась в разные стороны: Петербург развивался и возвышался, а Кузнецк - терял свое значение и обрастал провинциальным мхом. Мифы того Кузнецка писал купец Конюхов. Не забудем, правда, что в 1857 году мифические составляющие Кузнецка и Петербурга чудесным образом соединились: здесь, в церкви Божьей Матери Одигитрии, венчался Федор Михайлович Достоевский с Марией Дмитриевной Исаевой. Возможно, это тоже можно отнести в область мифов, но свою больную, страдающую музу Достоевский привез в Петербург из Кузнецка.

А вот что было с Петербургом и Кузнецком  дальше. Первый утратил свое имперское значение (столица переехала в 1918 году в Москву), а второй, превратившись в начале 30-х годов XX века в Новокузнецк, стал центром построения нового мира. Не зря Ирина Петровна Рещикова провела параллель между словами “металлургия - демиургия”. Сакральный образ кузницы стал вполне осязаемым, вещественным. И миф Нового Кузнецка писали уже крупные советские писатели: Эренбург, Бек, Волошин. Не зря с чьей-то легкой руки пошло гулять выражение: “Новокузнецк - сакральный центр Сибири”.

Здесь, кстати, к месту вспомнить и месторасположение нашего  города - котловина или котлован. Или котел, в котором кипят энергии новых идей и построений. А предгорья Саяно-Алтайской возвышенности, в которой располагается Кузнецкая котловина, легко проследить вплоть до Гималаев - священных гор Азии.

В продолжение о священных символах. Известно, что от нашего городского вокзала отходят три луча - проспекты Курако, Металлургов и Бардина. Но и от заводоуправления КМК тоже отходят три луча: тот же проспект Курако, проспект Строителей и улица Орджоникидзе. Проспекты Строителей и Металлургов соединяются на площади Космонавтов, а проспект Бардина и улица Орджоникидзе могли бы соединиться на площади возле Универбыта, протянись Орджоникидзе до нее по прямой (как известно, на перекрестке с улицей Пирогова Орджоникидзе сворачивает). В проекции эти проспекты и улицы дают букву “М” - священную букву Востока.

Новокузнецком, патриоты города это хорошо знают, вполне можно гордиться. Правда, нам предлагают это делать не всегда грамотно и тактично. Например, социально-рекламный слоган на огромных щитах “Новокузнецком привык я гордиться” был определен краеведами как весьма корявый и далекий от поэзии. К тому же, когда над ним бывает помещен еще и женский портрет, слоган теряет даже здравый смысл.

В целом эта встреча краеведов благодаря Ирине Петровне Рещиковой оказалась интересной и поучительной. Было решено просить Ирину Петровну обобщить собранный ею по этой теме материал, чтобы на его основе приступить к созданию книги с условным пока названием “Метафизика Новокузнецка”.

 

Валиулин В. Подступая к метафизике города / Владимир Валиулин // Кузнецкий рабочий. – 2009. – 12 марта. – С. 2 : фот.