Валиулин В. Музеи и город

Апрельское заседание городского краеведческого объединения “Серебряный ключ” было посвящено работе новокузнецких музеев. Казалось бы, какое отношение имеют краеведы к работе муниципальных музеев? Но дело в том, что музеи играют важнейшую роль в краеведении, а к нашим музеям, к сожалению, очень много претензий как со стороны специалистов, так и обычных жителей и гостей города.

Но прежде обсуждения работы музеев сотрудница института повышения квалификации Елена Борисовна Цибизова сделала очень емкий обзор их истории и нынешнего состояния. Всего муниципальных (читай - профессиональных) музеев в Новокузнецке четыре: краеведческий, художественный, литературно-мемориальный и историко-архитектурный. Старейший из них (он же самый старый и в Кузбассе) - краеведческий. Официально был открыт в 1927 году, но первые сведения о музее относятся к 1912 году, когда в доме краеведа-любителя Д.Т. Ярославцева были выставлены первые экспонаты краеведческой экспозиции. Основателем музея считается ученик и последователь Д.Т. Ярославцева Г.С. Блынский (в прошлом рассказе о заседании “Серебряного ключа” мы назвали его Блынцевым, за что приносим родственникам и читателям свои извинения).

В музее хранится богатейшая коллекция минералов, изделий из металла, керамики и дерева, икон и предметов археологии и этнографии. Всего здесь собрано более 55 тысяч экспонатов. У музея есть филиал, расположенный в бывшем здании уездного училища, построенного во второй половине XIX века.

Новокузнецкий художественный музей создан в 1961 году. Его коллекция состоит из произведений русского искусства XIX и ХХ веков и включает в себя живопись, графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Есть коллекция народной русской иконы и раздел наивного искусства. Сейчас здесь хранится более 5 тысяч экспонатов, среди которых работы И.И. Левитана, И.Э. Грабаря, А.В. Куприна и других известных художников. Интересно и значительно представлено искусство Сибири.

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского как филиал краеведческого был открыт в 1980 году в доме № 40 на улице Достоевского, который в 1855 - 1857 годах М.Д. Исаева снимала у портного М.Д. Дмитриева, и куда сам писатель приезжал из Семипалатинска. В 1991 году музей получил статус самостоятельного учреждения культуры и новое дополнительное здание - напротив мемориального - дом № 29. Его экспозиция как бы развертывает перед посетителями кузнецкую коллизию писателя в ее вневременном значении.

И наконец, историко-архитектурный музей “Кузнецкая крепость” создан в 1991 году. Его профиль определен наличием в городе памятника федерального значения конца XVIII - начале XIX веков - инженерно-фортификационного сооружения Кузнецкая крепость.

Помимо здания крепости и ее территории музей занимает небольшой особняк середины XIX века в Кузнецком районе. Этот дом также является памятником истории и архитектуры. Фонды музея представлены археологическими находками, предметами военной истории края, быта и занятий горожан XVII - начала ХХ веков, духовной и светской культуры.

Это визитная карточка музеев. А вот их содержательная часть. Первая ее половина - чисто музейная, профессиональная деятельность, остающаяся, как правило, вне поля зрения горожан и по большей части интересующая лишь представителей музейного сообщества. Горожане музеям за эту деятельность оценок не ставят, да она и не интересует их.

Другое дело - работа музеев с посетителями. Тут мы все оценщики, а то и судьи. Я имею в виду, конечно, тех новокузнечан, кто с некоторым постоянством посещает музеи, причем не только выставки, но и лектории, занятия и вечера. Последние три перечисленных вида работы со зрителями - это, очевидно, атавистические воспоминания о той прекрасной музейной (преимущественно древнегреческой) поре человечества, когда музеи считались собраниями не коллекций, а муз, то есть в музеях присутствовали, а вернее сказать, жили все виды искусств, а сами музеи были центрами культурной жизни культурных городов.

Музеи, и это особенно внятно прозвучало на отчетном заседании “Серебряного ключа”, всячески открещиваются от навязывания им роли образовательных учреждений, имея в виду, что ставить их в один ряд со школами, вузами и пр. нельзя, даже согласуясь с законами РФ. Просветительскую роль, пожалуйста, примем, образовательную - ни-ни.

Секрет тут вот в чем. Если бы давали свидетельство об образовании, полученном в музее, тогда да. А без этого - нет. Но это больше отдает формализмом, нежели истиной. Дело, очевидно, в другом. Чтобы наравне с официальными образовательными учреждениями давать своим подопечным настоящее знание об искусстве, архитектуре и их истории, музеям, да и вообще всей образовательной системе города, нужно в корне перестроить свою жизнь. Во-первых, развить в себе интерес к взращиванию грамотного музейного посетителя. Знающего, ценящего, а возможно, и любящего. Во-вторых, забыть о музейном, часто напоминающем кладбищенский, покое. И наконец, в-третьих, ощутить некую ответственность за культурную составляющую города (что, конечно, относится ко всем деятелям культуры, не только музейщикам).

Конечно, в музеях города проходят лектории (с применением современных технических средств), занятия, на которых либо чему-то учат, либо закрепляют знания, полученные, например, в школе учащимися. Ну и вечера, посвященные чьей-либо памяти или событию. В этом ряду нельзя не отметить литературный театр в музее Ф.М. Достоевского, готовящий литературно-музыкальные вечера в уютной обстановке музея-усадьбы в стиле XIX века. Но это опять же разовые событийные мероприятия.

Сказать, что обсуждение музейной темы было бурным, значит, сказать мало. Словно прорвалась некая лавина молчания. Краеведы говорили и с места, и из-за трибуны, кто спокойно, кто горячо, но всех интересовал один вопрос: как всколыхнуть музеи города, чтобы они превратились из хранилищ коллекций в настоящие центры городской культуры. Приводился пример. Есть в городе, говоря по-прежнему, геологический музей (сейчас это выставочные залы геологических фондов), а в нем несколько сотрудников, давно уже превративших свои залы в учебные классы и аудитории.

Школьники здесь проводят уроки географии, студенты изучают геологию и историю планеты. Вход свободный. Каждый посетитель бесплатно получает всяческую консультацию. Сидельцев нет. Если кто приходит, его тут же встречает сотрудник, ведет и показывает.

Это - мечта, вздохнет здесь кто-нибудь из горожан. Это, возразим мы, вполне возможная реальность, при изменении отношения к работе музеев. Не секрет ведь, что графики работы музеев составлены так, чтобы было удобно музеям, и что вечерние гости (примерно за час до закрытия) не приветствуются, и что... Продолжать можно долго.

Возникал даже такой вопрос: почему в Гоголевке - истинном городском центре культуры, кипит жизнь во всякий день недели, хотя бы и в выходной, а в музеях - тишь и покой даже в рабочее время? Давался и ответ: в городской библиотеке гостей любят, а в музеях - отнюдь. Даже тот факт, что городское краеведческое объединение “Серебряный ключ” возникло в городской библиотеке, а не в городском краеведческом музее, говорит о многом. В общем, в конце было предложено силами общественности и заинтересованных специалистов-музейщиков подготовить проект реформирования музейной деятельности в Новокузнецке и передать на рассмотрение рабочей комиссии “Новокузнецк-400”, чтобы к 400-летнему юбилею города рассмотреть их и внедрить в жизнь.

И еще. Поскольку заседание проходило в день 50-летия полета Юрия Гагарина в космос, не ушла от обсуждения и тема астрономии в городе. Как известно, наш планетарий получил от губернатора прекрасный подарок в виде современной цейcсовской проекционной системы стоимостью в 36 миллионов рублей. Сейчас она смонтирована и уже радует посетителей. Но кроме нее планетарий имеет цейссовский же прекрасный телескоп, который как раз никого не радует, потому что он закрыт от посетителей и ученых. Причина нелепа и глупа - разрушились бетонные ступеньки, ведущие в обсерваторию. Для их починки у города нет денег. Смешно право: 36 миллионов на проектор из Германии нашли, а несколько десятков тысяч рублей на ремонт лестницы - не можем.

Даже не верится, что такое возможно.
 

Валиулин, В. Г. Музеи и город / Владимир Валиулин // Кузнецкий рабочий. – 2011. – 23 апреля (№ 46). – С. 2.