Валиулин В. “Всей душой нежно любя!”
Очередное заседание городского краеведческого объединения “Серебряный ключ” первоначально планировалось посвятить чистоте русского языка. Как мы говорим, на каком языке и, наконец, понимаем ли друг друга? - вот вопросы, в последнее время все более беспокоящие культурное российское сообщество. Новокузнецкую интеллигенцию проблемы русского языка беспокоят не менее остальных грамотных россиян. Краеведы тоже не смогли остаться в стороне от этой животрепещущей темы, поскольку, думается, знание и сохранение русского литературного языка и его диалектов - это тоже краеведение.
Обсудить проблемы русского языка пришли известные в городе литераторы и филологи с факультета русского языка и литературы Новокузнецкой педакадемии, сотрудники Новокузнецкого филиала-института Кемеровского пединститута, студенты и участники коллектива “Новое поколение”, работники детских внеучебных учреждений, библиотекари, киноведы и краеведы города. Перечисляю собравшихся столь подробно потому, что обсуждение неожиданно получилось не просто заинтересованным, но весьма бурным, эмоции пламенели непримиримым огнем, и будь под рукой собравшихся необходимые для очистки языка инструменты, он тут же засиял бы первозданной чистотой образца XIX века. Но поскольку такого инструмента не оказалось, то в конце заседания было решено обратиться к руководителям города с просьбой принять зависящие от них меры. Так что, уважаемые адресаты, если письма-обращения до вас дойдут, имейте в виду, что за ними стоит большое, всерьез обеспокоенное культурное сообщество Новокузнецка.
Впрочем, оговорюсь сразу: состояние не всего русского языка взбудоражило участников заседания краеведческого объединения, а той его крохотной части, с которой к нам, горожанам, обращается городская реклама. С баннеров, растяжек, плакатов и светящихся табло.
Вообще, думается, современный рекламный русский язык - это тема особого лингво-психолого-психиатрического исследования. Им владеют люди с неведомыми знаниями и непонятным образом мышления. Зато, как правило, с большим апломбом и не менее широкими возможностями, как финансовыми, так и административными. В первом случае речь, понятно, идет о коммерческой рекламе, во втором - о социальной.
Здесь читатель может сказать: да далась вам эта реклама! Проходите мимо, не обращая внимания и щадя свои нервы. Если бы... Навязчивость наружной рекламы такова, что взгляд, как ни пытайся, ее все равно не избегнет, а бесцеремонное и зачастую безграмотное содержание поцарапает чувствительную душу. Телевизор с его рекламой можно выключить, журнал или газету закрыть, а что делать с городской рекламой, которую не отключишь и не закроешь?
А разгорячила аудиторию старший преподаватель НФИ КемГУ Ирина Петровна Рещикова своим весьма острым и содержательным докладом о языке, которым говорит социальная реклама. “Люби меня, как я тебя” - это сквозная тема доклада и большинства новокузнецких баннеров с социальной рекламой.
Вообще, тема любви к “любимому Новокузнецку” и “родному Кузбассу” эксплуатируется у нас весьма самозабвенно. (Кстати, подразделения на “любимый” и “родной” - открытие Ирины Петровны. Город - всегда любимый, область же - всегда родная. Откуда возникло такое разграничение, неизвестно. Есть еще, правда, “единая Россия”. Но это уже больше политика, чем социология).
Любовь к любимому городу у людей, отвечающих за наличие социальной рекламы, появляется, как правило, ближе к Дню города и праздникам. “Люблю тебя, мой город!” “Любимый город в сердце моем”, “Мой любимый город...” “Дарю тебе мое сердце”. Поток народной любви к городу так и изливается с красочных баннеров. Кажется, ну все, изнемогли горожане от любви, захлебнулся любимый в потоках наших любовных признаний...
Ан нет. Хорошо, как говорится, но не так, как хотелось бы. И появляются плакаты-пожелания (хорошо, еще не требования): “Хочу пожелать всем жителям всегда гордиться своим городом, заботиться и любить родные места”. Мол, вы любить-то любите, но делайте это как-то более организованно и направленно...
Мимоходом упомянем о гордости. О том, что я (ты, он, она, наш дружный коллектив) “привык Новокузнецком гордиться”, говорено уже не раз. И смеялись над этими безграмотными подписями, и требовали их изменить, и взывали к здравому смыслу составителей - все без толку. Как стояли они на самых видных местах, так и по сей день стоят. Хоть скидывайся по рублю да заказывай рядом с такими уже собственные баннеры: “Своей неграмотности привык я стыдиться!” Может, хоть это проймет авторов нелепого, содранного из московского гимна, утверждения.
Вторая по распространенности тема социальной рекламы - подарки и пожелания к праздникам. “Желаем счастья, любимый город!” “Живи процветай любимый город!” (без запятых, зато с восклицательным знаком), “Квас любимого города” - это еще можно пережить. Но вот этот стишок убивает наповал:
С днем рожденья, город мой!
С днем рожденья, дорогой!
Хочу поздравить я тебя,
Всей душой нежно любя!
Хотя, впрочем, есть еще один слоган, который может претендовать на особое внимание. Это “Мой старый новый город”. “Так новый или старый?” - спрашивают себя читающие его горожане. Кстати, расположен он, знаете где? На торцах общественного туалета возле городской администрации.
Ну, приведем еще один лишенный смысла рекламный слоган и перейдем к выводам. Слоган такой: “В рассвете города уверен”. Здесь надежда на то, что рассвет Новокузнецка все-таки наступит. А пока мы в предрассветной поре, самой, кстати, темной. Очевидно, авторы хотели доложить, что в расцвете города они уверены, да подвела безграмотность. А каково это читать руководству города? Ведь, как известно, темней всего перед рассветом. Рядом с этим слоганом размещено фото паровоза - памятника “дедушки” Л-3908. На нем, что ли, в рассветное будущее поедем?
Ну а теперь выводы, сделанные в ходе обсуждения участниками заседания. Во-первых, политика размещения в городе социальной рекламы, если и находится в чьих-то руках, то явно безответственных, а, скорее всего, распространяется сама по себе, как сорняк на поле. Принесла птичка, бросила, и слава богу. Во-вторых, какого-то единого, серьезного и уважительного подхода к социальной рекламе в городе нет, хотя это мощный источник разнообразных нужных и полезных знаний для горожан. И в-третьих, если безответственность присутствует, а единого пригляда нет, то просто необходимо создать общественный экспертный совет, который будет следить за содержанием рекламных обращений и, возможно, за их размещением.
Чтобы не появлялись не только безграмотные слоганы, но и явно оскорбляющие человеческое достоинство горожан типа “Большое мужское пиво” и прочие постельно-гламурные с полуобнаженными красотками.
Чтобы социальная реклама всерьез способствовала повышению уважения горожан к нашему городу. В других городах, говорили выступавшие, широко распространена историческая реклама с портретами видных земляков, ученых, писателей, первопроходцев и исследователей края. Что в Новокузнецке, одном из самых первых в Сибири, нет такого прошлого, которое можно было бы увековечить на баннере? Да есть, конечно!
Валиулин, В. "Всей душой нежно любя" / Владимир Валиулин ; Волченков Валентин (фото) // Кузнецкий рабочий. - 2010. - 16 января (№ 4). - С. 4 : фот.