Векшина А. Дела музейные

«Музеи и город» – такая тема обсуждалась на очередном заседании объединения «Серебряный ключ» в отделе краеведения библиотеки имени Н.В. Гоголя. Собравшиеся говорили о социальной роли музеев. Эти учреждения культуры, по словам отечественных исследователей, хранят историю для современности. А значит, впрямую влияют на уровень культуры и самосознания людей.

Конечно, в первую очередь важные функции сохранения и трансляции историко-культурных ценностей выполняют муниципальные музеи. Их в нашем городе четыре. Краеведческий, художественный, литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость». В своём сообщении кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации Елена Цибизова подробно рассказала, какие сокровища и в каких объёмах хранятся в «храмах муз». В коллекциях – десятки тысяч уникальных экспонатов, а ряд музейных зданий – это памятники федерального значения. Воспитательное значение имеющегося в нашем распоряжении богатства огромно.

Есть в Новокузнецке и другие музейные учреждения. Особая категория – школьные музеи. Их в городе несколько десятков, большинство паспортизированы. По количеству экспонатов школьные музеи сравнимы с профессиональными учреждениями, причём большинство собранных школьниками документов, предметов быта, военных трофеев – подлинные. Одна из выступавших, ратовавшая за вторую жизнь такого вот школьного собрания, заметила, что в нём хранятся бесценные свидетельства эпохи – письма с фронта, дневники, свидетельства довоенных лет об окончании школы ребятами, которые ушли на фронт защищать Родину…

Развивая тему, председатель «Серебряного ключа» профессор КузГПА Сергей Тивяков упомянул о первом народном школьном музее Новокузнецка в школе №12, которым на протяжении многих лет руководила учитель-географ Н.Ф. Коломникова… В то же время уровень подготовки руководителей школьных музеев, по мнению собравшихся, надо повышать.

– Во главе школьных музеев, как правило, стоят энтузиасты, учителя, не обладающие специальными знаниями, – говорила доцент исторического факультета КузГПА Людмила Полякова. – На кафедре отечественной истории мы разработали программу для руководителей школьных музеев. Проект планируем запустить с нового учебного года. А вот сотрудничать ли с «братьями меньшими» – школьными музеями – профессиональным музеям? Должны ли они внести свою лепту в образовательно-воспитательный процесс подрастающего поколения? Эта тема вызвала некоторую  дискуссию. «Музей – не образовательное учреждение», – прозвучала реплика. С этим никто не спорит, и, по большому счёту, дело не в терминах. Просветительская работа музеев сродни образовательной, данные учреждения по мере возможности её выполняют. – Такую работу мы ведём, – заметила, например, директор ИАМ «Кузнецкая крепость» Юлия Фомина. – Идём на контакт. Однако сотрудничество приносит плоды только при условии обратной связи со стороны образовательных учреждений.

Самые разные формы работы с аудиторией используются в музеях города. Это и литературный театр, и лектории, и музыкальные гостиные. Сотрудники музеев обогащают горожан сведениями о родном крае, его истории и культуре, которые были и остаются вневременными ценностями.

Своё видение социокультурной деятельности музеев предложили рассмотреть сотрудники библиотеки имени Н.В. Гоголя. Речь о совместной работе близкородственных учреждений культуры – музеев и библиотек, ведь книга – такой же источник информации, как и музейный экспонат, рассказывающий об определённой исторической эпохе. Заведующая отделом краеведения ЦГБ имени Н.В. Гоголя Ирина Можаева отметила, что работа в этом направлении ведется, её нужно продолжать. Централизованная библиотечная система Кемерова и музей-заповедник «Томская писаница», например, провели совместный выставочный проект «Библиотека и музей – хранители духовного наследия».

Совместная деятельность ЦГБ им. Гоголя и литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского по сбору материалов, связанных с причастностью города Кузнецка к событиям личной жизни великого русского писателя, была приурочена к 175-летию со дня его рождения. Указатель «Кузнецк в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского» явился первой ретроспективной библиографией о «кузнецком периоде» жизни писателя. Сотрудники музеев и библиотек собирают материалы по истории своего края, о жизни замечательных людей, о трудовых династиях, по истории организаций и предприятий города, результатом могли бы стать новые выпуски совместных изданий.

При библиотеках стали создаваться свои мини-музеи, добавила Ирина Можаева. Развивается краеведческая работа, собираются целые коллекции экспонатов, которые и выставляются в библиотеках. Это одна из действенных форм привлечения читателей. Совместные проекты с музеями – семинары, конференции… – способствовали бы развитию интереса к истории региона, притоку туристов в эти города, повышению их привлекательности для вложения средств.

Об огромных архивах, накопленных клубами по интересам, работающими при библиотеке, говорила руководитель киноклуба «Диалог» Людмила Килина. Стоит проблема архивирования, хранения, без помощи специалистов не обойтись.

Участники заседания говорили и о проблемах самих музеев. Об условиях, в которых приходится вести работу многим из них. «В ужасном состоянии» выставочные залы геологической информации. В планетарии, который не является музеем, но к культуре имеет самое прямое отношение, второй год не работает обсерватория…. Прозвучало мнение, что музеи не пользуются таким мощным средством привлечения посетителей, как продление времени своей работы. «Мы попытались посетить один из музеев. «Работаем до 17.00. Вы уже не успеете», – равнодушно ответили нам. А почему бы не сдвинуть время работы?..»

Председатель «Серебряного ключа» Сергей Тивяков заверил, что обо всём, требующем внимания и решения, будет сказано в обращении краеведческой общественности. Оно будет направлено во властные структуры.

Следующее заседание объединения состоится 10 мая и будет посвящено празднику Победы.

Векшина, А. Дела музейные [Текст] / Анна Векшина ; фото Марины Герман // Новокузнецк. - 2011. - 19 апреля (№ 28). - С. 4 : фото.