Витухина В. Дети – городу

Школьники предложили свои варианты городских памятников.

Проблему нехватки памятников в Новокузнецке сегодня признают архитекторы, люди искусства и другие специалисты.  Наше издание также поднимало этот вопрос. Бывший корреспондент «Франта» Д. Измайлов в сентябре прошлого года в материале «Если памятник, то Тулееву!» доказал, что городские власти остаются верны монументальности скульптур советской эпохи. И что удивляет, Новокузнецк, единственный из крупных городов, не имеет памятников героям литературных произведений, исторических легенд, так называемых бытовых скульптур. Публикация в газете нашла живой отклик у краеведов, живо интересующихся историей города, старающихся привить этот интерес подрастающему поколению. Так, сотрудники туристско-краеведческого отдела МОУ  ДЮЦ «Орион» в ноябре прошлого года предложили учащимся школ №№ 97, 12 и гимназии № 44 создать инициативные группы и разработать к 390-летию Новокузнецка проекты памятников. 

Идеей вдохновились и ребята, и их педагоги.  Названные учебные заведения с прошлого года участвуют в эксперименте, который проводит «Орион» совместно с Комитетом образования и науки.  Тема инновации: «Гражданское образование школьников Новокузнецка средствами краеведения»  - весьма актуальна. К сожалению, даже не многие взрослые могут вспомнить даты, знаменующие исторические вехи в развитии Кузнецка. Что уж говорить о детях… По словам Елены Цибизовой, методиста ДЮЦ «Орион», далеко не все юные новокузнечане не знают о существовании в городе краеведческого музея, хотя «музей восковых фигур»  называют с легкостью. Некоторые дети всерьез считают, что ул. Белана названа в честь популярного певца… Таких постыдных упущений можно избежать только если в школах станет обязательным курсом краеведение. В "Орионе" туристско-краеведческий отдел существует более 13 лет. Сначала сотрудники центра делали ставку на проведение районных краеведческих олимпиад для детей разных возрастов.  Малыши изучают свое генеалогическое древо,  ребята постарше учатся искать исторически значимые здания в городе, разгадывая зашифрованные фразы, посещая школу краеведения, атрибутируют музейные экспонаты.

Теперь «орионовцы» поднялись на ступеньку выше. «Мы хотим воспитывать через краеведческую работу гражданина», - говорит Елена Цибизова.  - Ученый-историк М. Гревс в своей работе  «Душа города» назвал город цельным организмом.  Подобно человеку, он рождается, растет.  И нужно психологически внедрить человека в городское пространство.  В советское время было развито только географическое краеведения.  Сегодня возрождается и городское». Разработка проектов памятников – это один из способов привлечения школьников к изучению родного края,  к участию в жизни города.  В процессе подготовки учащиеся посещали музеи, библиотеки,  где из специальной литературы могли  узнать, например, чем памятник отличается от памятного знака.

Инициативные группы работали с профессиональными консультантами – архитекторами,  художниками.  Защита проектов проходила 21 февраля на заседании городского краеведческого общества «Серебряный ключ». Работу ребят оценивало компетентное жюри. В итоге диплом I степени получила инициативная группа  школы  97. В своем проекте «Временем избран» старшеклассники (руководитель О. А. Зернюк)  предложили поставить памятник Р. В. Белану. Новокузнецк претендует на звание города воинской славы, но ул. Белана до сих пор не благоустроена. А ведь именно этот человек руководил в годы Великой Отечественной войны КМК,  единственным тыловым предприятием в стране, награжденным орденом Кутузова, как и сам Белан.  Ученики 97-й предлагают не только открыть бюст важного исторического деятеля Новокузнецка, но и разбить красивый сквер на берегу Абы. Проект ребят подержал Научно-технический музей им. Бардина.

Диплом II степени – у проекта школы № 12 «У истоков земли Кузнецкой». Ребята акцентируют внимание на том,  что забыто много памятников советской эпохи, и предлагают на месте первого острога установить памятник первопроходцам-казакам.  На презентации школьники представили вариант, вылепленный из теста.  Их поддержали сотрудники музея «Кузнецкая крепость».

Диплом III степени жюри вручило учащимся гимназии № 44, предложившим вариант бытового памятника.  Возле будущего нового здания городского ЗАГСа  ребята предлагают поставить памятник молодоженам города.  Проект очень интересный,  но вызвал немало вопросов у специалистов. Последним показалось, что логичнее воплотить в памятнике  какой-то символ брачующихся, а не сами фигуры.  Тем не менее, все  проекты очень понравились, более того, были собраны подписи в их защиту. Сотрудники «Ориона» написали обращение в Совет народных депутатов, предложив работы ребят к рассмотрению депутатами, чтобы, возможно, воплотить их в реальность.

 

Витухина, В. Дети - городу / Вера Витухина // Франт. - 2008. - 13 марта (№ 11). - С. 19.