Проблемы сохранения исторической памяти в региональном сообществе (16+)


В Новокузнецком институте (филиале) Кемеровского государственного университета 25-26 октября состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сибирский город в фокусе гуманитарных исследований: к 400-летию г. Новокузнецка». Организатор: Историко-филологический факультет НФИ КемГУ. В конференции приняли участие более ста участников, среди которых были не только студенты и преподаватели НФИ КемГУ, но и учёные из самых разных уголков России.

Основные темы, затронутые в докладах, это: история и современность сибирского города XVII-XX вв., развитие индустриальных городов, археология, развитие городского самоуправления, городское, социально-экономическое и культурное пространство, история городского быта и повседневности.

По итогам конференции были проведены два круглых стола. Главный библиограф Отдела краеведения Центральной городской библиотеки им. Н. В. Гоголя Татьяна Николаевна Киреева приняла участие в круглом столе по теме «Проблемы сохранения исторической памяти в региональном сообществе». Как осуществляется конструирование исторической памяти? Основным вектором круглого стола была дискуссия о формировании официальной и коллективной памяти. Что влияет на стихийные процессы формирования коллективной, неконтролируемой памяти?

Модератором этого итогового обсуждения была Елена Борисовна Макарчева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, обществознании и методики обучения НФИ КемГУ, активный член городского краеведческого объединения «Серебряный ключ».

Среди участников круглого стола были представители вузов и историки не только Новокузнецка, но и Новосибирска, Барнаула, Омска, среди которых: Егор Алексеевич Киреев, ст. преподаватель Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ; Ирина Алексеевна Пушкарева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения НФИ КемГУ; Ксения Вадимовна Герш, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, обществознания и методики обучения НФИ КемГУ и другие ученые, историки, культурологи.

После того, как была затронута тема публикаций исторических газетных рубрик «День в истории города» и последних публикаций о юбилеях Новокузнецка, Татьяна Николаевна Киреева рассказала об источниках этих публикаций, предоставленных краеведами Гоголевки и создающих предпосылки для формирования исторических зданий о городе и популяризации его истории. Уникальными ресурсами для исторических исследований являются оцифрованные библиотекой газеты «Большевистская сталь» («Кузнецкий рабочий»), по договоренности с Новокузнецким филиалом Кемеровского областного архива Кемеровской области осуществляется проект по сканированию сборников постановлений Президиума Западно-Сибирского краевого исполкома. С интересом была выслушана информация о краеведческом разделе сайта библиотеки, на котором размещена полная, структурированная информация о городе и его людях; о первом путеводителе по городу Новокузнецку, созданном Отделом краеведения.

Во многих выступлениях в числе организаций, влияющих на создание исторической памяти, упоминались и библиотеки, изменение их роли в обществе.

Елена Борисовна Макарчева говорила о миграции населения, прерывистости исторической памяти, в которой существуют огромные, неисследованные эпизоды.

По её мнению, педагоги высшей школы, как профессионалы, чувствуют свою ответственность за то, что происходит. Они могут выступить компетентной, экспертной группой, готовой брать на себя консолидирующие функции по сохранению исторической памяти. Но не переоценивают они свою роль? Коллективная память не зависит от них.Они – эксперты, но должны быть и группой влияния. Как это сделать? Насколько они являются авторитетами, чтобы быть услышанными.

Историческая память официозна, мы должны ее деидеологизировать, персонифицировать. В качестве примера создания региональных фигур памяти Еленой Борисовной приведен сайт «400 знаменитых новокузнечан».

Стихийную память формирует медиа-пространство. Здесь возникают проблемы путей воздействия на социальные сети и качества информации в них. Существует отторжение информации от официальных каналов, которым не доверяет молодежь. Как привлечь молодежь к региональной истории? Какие существуют новые каналы для продвижения?

Валентина Георгиевна Рыженко, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, говорила о роли библиотек, музеев, о взаимосвязи исторической и живой памяти. При Омском краеведческом музее организовано Омское региональное отделение Союза краеведов России, члены которого проводят экскурсии, лектории. В официальном проекте «Исторический парк. Россия – моя история»нужно представлять региональный контент. Библиотеки – площадки для неформального общения. В качестве примера приведена деятельность в библиотеке им. А. С. Пушкина Омска «Дачи Онегина» – первого молодежного пространства в городе, где молодые омичи могут бесплатно и свободно проводить время в среде единомышленников. Надо заниматься культурничеством среди школьников, молодежи, – это является необходимостью.

Данил Сергеевич Дегтярев, ст. преподаватель Алтайского государственного университета, встревожено говорил о том, что проблема сохранения исторического наследия в его крае стоит остро, катастрофически. По его мнению, жители не понимают ценность исторических памятников, человек оторван от собственного прошлого. Для того,чтобы он ощущал свою личную связь, нужна консолидация всех сил: историков, краеведов, – через систему образования, СМИ, через личные контакты.Иначе вопросами сохранения памяти будут заниматься дилетанты.

Людмила Александровна Полякова, доцент НФИ КемГУ, кандидат исторических наук, говорила о формах исторической памяти, о том, что прогресс общества зависит от воспитания. Без него сложно формировать городскую идентичность. Музейный проект, посвященный преподавателям КузГПА «Наше прошлое – наше будущее», поможет узнать молодежи об истории первого педагогического вуза Кузбасса.

Антон Владимирович Музалёв, ст. преподаватель НФИ КемГУ, обратил внимание на необходимость критичности исторических исследований, качество материалов о городе, принудительный метод участия студентов в разных видах деятельности, сравнил подход к образованию в современных и советских вузах. По его мнению, компонент истории нашего города советского периода более живой, мощный, чем дореволюционный. С чем идентифицирует себя население? Какими они себя ощущают? Жителями Новокузнецка, Кузбасса, России?

Елена Олеговна Щербакова, преподаватель истории искусств ГОУ СПО «Кемеровский областной художественный колледж», говорила о визуализации памяти, миграции художественных кадров, нехватке критики в искусстве, комплиментарности.

Ирина Николаевна Заводская, кандидат исторических наук, доцент НФИ КемГУ, выдвинула идею создания виртуальной площадки для обсуждения насущных проблем.

Николай Александрович Кузнецов, кандидат исторических наук (музей-заповедник «Кузнецкая крепость»), резюмируя итоги круглого стола, сказал, что все выступления многогранны, подчеркнул, что отношение к историческому процессу меняется каждый день. Самое главное – чтобы этот процесс не прерывался.

Участники круглого стола выразили общее мнение, что дискуссия станет толчком к новым действиям, что нужна координация друг с другом. Необходимо консолидировать силы научного и образовательного сообщества, музеев и библиотек для самоидентификации памяти.

 

 

Т. Н.Киреева, гл. библиограф Отдела краеведения,
тел.: (3843) 74-73-53; 8-904-994-31-71, e-mail: kraev@libnvkz.ru