!

Страшилки в книгах – комментарий детского психолога Савенковой Елены (0+)


В детской библиотеке «Вдохновение», и наверняка во многих других, есть отдельная полка для книг – страшилок, ужастиков (12+). Дело в том, что эти жанры пользуются большой популярностью. Отдельная полка – очень удобный формат хранения для читателей и библиотекарей.

1

Страшилки исчезают с полок и вновь возвращаются на место, снова исчезают. Круговорот ужастиков в библиотеке. Читатели – подростки караулят отдельные книги, просят отложить, ждут новых частей, читают ужастики в библиотеке и дома, в одиночку и группами. Родители разрешают и запрещают, а библиотекари озадачились вопросом: есть ли в страшилках что-то плохое или хоть какая-то польза?

У детской библиотеки «Вдохновение» есть друг – детский психолог, руководитель детского центра «Мир ребенка» Елена Савенкова, у нее-то мы и спросили. И вот такой материал получили в ответ.

Надежда Сосновская: Почему во все времена дети так любят страшилки?

2

Елена Савенкова: «В одном черном-черном городе есть черный-черный дом…» Знакомы строчки? Это одна из любимых страшилок в детстве. Помните, как собирались с друзьями и зловещим голосом рассказывали друг другу разные истории, которые вызывали в нас как страх, так и безумный интерес?

А кто из нас в детстве любил смотреть разные ужастики, мультфильмы о приведениях, читать захватывающие книги о монстрах и т.д.? Мы все хотим испытать прилив адреналина. Вот почему, даже повзрослев, обожаем американские горки, быструю езду на машине, пугающие квесты и т.д. Вот и во время просмотра или прочтения хорроров ребенок сталкивается со страхом и получает новые эмоции. Это своеобразная тренировка эмоциональности. Но главное, что этот страх он испытывает, находясь в полной безопасности. Рядом могут быть друзья, родители, которые тут же могут «защитить» – обнять, погладить, успокоить словом. И страх сменяется удовольствием.

Еще одной причиной интереса к страшилкам является обычное любопытство. А что же там такое сейчас произойдет с главным героем? А как он выберется из этой ямы и сможет ли убежать от преследования и т.д.? К тому же, если ужастики находятся в семье под запретом, то как известно «запретный плод сладок», и ребенок будет стремиться узнать эту манящую тайну любыми способами.

Н.С.: Оправданы ли переживания некоторых родителей, что такие книги ничему хорошему не учат и вообще это не книги? Или, может, в них есть даже какая-то польза?

Е.С.: Во-первых, ребенок учится преодолевать свой страх. То есть любой ужастик может даже обладать терапевтическим эффектом. Дети прорабатывают пугающую ситуацию со сверстниками или родителями, проговаривают ее. Это придает им уверенности, снижает уровень тревожности по отношению к каким-то своим фобиям.

Во-вторых, не стоить забывать и про моральную сторону. Формирование понятий «хорошо» и «плохо». Наблюдая за персонажем, за сюжетом, ребенок видит, к чему приводят те или иные поступки (что будет, если убежать от родителей, пойти одному в лес, довериться незнакомцу и т.д.).

Страх – естественная реакция организма. Дети должны понимать то, что чувствуют, правильно реагировать и оценивать ситуацию. Не впадать в крайности, не испытывать панику и беспомощность. Поэтому чувствовать страх – это даже полезно, тем более, когда это чувство не отражает прямую угрозу. Если же постоянно оберегать ребенка от этих эмоций, ограждать от страшных явлений, то в дальнейшем он просто не будет готов в реальной жизни встретиться с неприятностями. Любая стрессовая ситуация введет его в фрустрирующее состояние. Конечно, у всего должна быть мера.

Н.С.: С какого возраста, на ваш взгляд, можно читать книги-страшилки?

Е.С.: Обязательно нужно придерживаться возрастных границ. С 6–11 лет вполне можно разрешать читать и слушать страшилки, но ориентируйтесь на личные особенности детей. Если ребенок слишком тревожный, чувствительный, то не злоупотребляйте частыми просмотрами и чтением ужастиков. Обязательно обратите внимание на то, как ребенок реагирует на услышанное и увиденное. Появились ли ночные кошмары, беспокойный сон, появление новых страхов, перемена настроения, апатия или же, наоборот, возбужденное состояние.

Помните, что любые «ужастики» могут быть в жизни ребенка. Это как необходимый этап развития и познания окружающего мира. Но все должно быть по возрасту и в разумном количестве.


Сосновская Н.С., главный библиотекарь детской библиотеки «Вдохновение»,
член Союза журналистов РФ, тел.: (3843) 61-17-27

Фото автора