Петербургский трамвай: страницы истории – по материалам Президентской библиотеки (12+)

В сентябре отмечаются сразу две памятные даты, связанные с трамваем: 3 сентября 2020 исполнилось 140 лет со времени создания первого электрического трамвая, а 29 сентября 2020 – 113 лет с момента открытия регулярного движения электрического трамвая по улицам Санкт-Петербурга.

В фонде Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина хранится большое количество материалов, посвящённых данному виду транспорта. Часть из них вошла в электронную коллекцию «Петербургский трамвай», в которую включены планы, архивные документы, раскрывающие все этапы истории развития трамвайного движения, чертежи, техническое устройство вагонов, парков и путей, периодические издания, рассказывающие о функционировании трамвая. Отдельный раздел посвящён «Музею городского электрического транспорта». На портале Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина благодаря фотографиям можно увидеть легендарный трамвай ЛМ-33, который стал спасением для ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, побывать внутри него, рассмотреть салон, кабину вагоновожатого и т.д.

Туристический трамвай

Первый общественный транспорт появился в Санкт-Петербурге в 1830 году. Это был предшественник трамвая - омнибус, запряжённая лошадьми вместительная карета. В фонде библиотеки можно найти электронную копию «Дела о дозволении отставному статскому советнику Трико завести особого рода кареты или омнибусы для перевозки пассажиров в Санкт-Петербург, и до Царского село и Павловска» (1844 год), где даётся подробная характеристика транспортной новинки.

В 1860-х годах омнибусы сменила конно-железная городская дорога, или трамвай на конной тяге, который в простонародье назывался «конка». В начале XX века действовало около тридцати линий, проходящих по центральной части города. В книге «Статистический очерк Санкт-Петербурга: планы города и театров» приведён «Общий план Санкт-Петербурга, исправленный по 1894 год», на котором можно увидеть, что все маршруты конки к тому времени охватывали большую часть города.

Также в фонде Президентской библиотеки представлена электронная копия «Проекта переустройства Петербургских железных дорог на электрическую тягу», которая рассказывает, как разрабатывалась будущая сеть городских железных дорог.

Объём работ был огромнейший, переоборудование конной дороги в электрическую требовало больших средств: стоимость строительства сроком на 8 лет составила примерно 52 миллиона рублей. Интересную деталь можно увидеть на титульном листе «Финансового отчёта по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая за 1905-1908 гг.»: сначала стоит резолюция «Отклонить в виду завышения норм на оплату», а затем «Уменьшить расход в 2,01 проц., из этого отпустить наличными деньгами в счёт государства 45 459 729 рублей. Утверждаю».

Перед Великой Отечественной войной ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750-800 поездов (1 835 вагонов), перевозивших свыше трёх миллионов человек. Маршрутная сеть насчитывала более 700 километров, как и задумывалось, она соединяла все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок. Такие данные приводятся в книге «Ленинградский трамвай, 1941-1945» (1995 год) из фонда Президентской библиотеки. Это современное исследование описывает труд и быт сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны и блокады, когда трамвай оказался единственным для горожан общественным средством передвижения.

Историю блокадного трамвая можно изучить также по материалам Президентской библиотеки в разделе «Трамвай в годы Великой Отечественной войны» электронной коллекции «Петербургский трамвай». В этом разделе, в частности, представлен оцифрованный номер газеты «Ленинградская правда» от 15 апреля 1942 года с заметкой о памятном событии, которое показало, что осаждённый город живёт и сдаваться не собирается.

В Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина собрано большое количество интересных документальных свидетельств, касающихся важных для нашей страны исторических моментов. На сегодняшний день в электронном фонде национального электронного хранилища насчитывается около миллиона единиц хранения.

 

Источник: портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина
Отв. за информацию: Е. С. Нехорошева, вед. библиотекарь ИЦОД, тел. (3843) 74-00-91