Шелест кипариса (0+)


9 декабря 2024 года в фойе Центральной городской библиотеки им. Н.В. Гоголя начала свою работу художественная выставка «Шелест кипариса». Выполнены работы новокузнецкими живописцами – супругами Еленой Зерфус и Никитой Ключниковым и графиком Ильей Ключниковым. Образовательный ценз авторов весьма весом: Новокузнецкий колледж искусств (отделение живописи), Красноярский государственный художественный институт. Они – члены Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Нашим мастерам уже довелось стать участниками многих престижных художественных форумов: городских, областных, межрегиональных, всероссийских, международных выставок. Мастера получили немалое количество наград.

Отделом «Абонемент» не однажды демонстрировались произведения семьи Ключниковых. Каждая выставка – это всегда содружество талантов, единение процессов созидания, высокий художественный уровень. Данная экспозиция состоит из 21 произведения – словно три небольшие ретроспективные выставки. Авторами тщательно продуман экспозиционный ряд.

1 2

Офорт в выставочном пространстве – редкое явление. Техника сложная, трудно воплощаемая и небезопасная применительно к вопросам здоровья, так как травление металла происходит азотной кислотой. Илья Ключников выбрал офорт для раскрытия своей творческой интуиции. Он мастерски выявляет волнующие его темы, совмещая различные офортные приемы: сложные переплетения линий, штрихов, тоновые пятна. При печати получает эффектные оттиски. Уже первые зрители внимательнейшим образом рассматривали офорты и оценили их уникальность. Работы 2024 года выставляются впервые. Некоторые посвящены нашему городу и отражают городские пейзажи с элементами индустриализации: «В цехе КМК» (2024), «Над Кузнецком» (2024), «Первый графический лист. Новокузнецк» (2022). Мы видим цех КМК, чувствуем напряженный ритм работы. Отмечаем знакомые здания, улицы, скульптурную композицию Александра Ивановича Выпова, посвященную нашим республикам. Особенно внимательные посетители рассмотрели аллегорический образ орла с огромными крылами, распростертыми над городом. Надеемся, что у каждого зрителя найдется свое толкование этого аллегорического образа. Город и воображение, причуды реальности, исторические видения, сны и размышления – все это находит отражение в произведениях Ильи. Думается, сложности композиции и отсутствие цвета никого не смутят, ведь у каждого из нас свой ассоциативный ряд, и мы вполне успешно дорабатываем отсутствие цвета своим воображением.

Цветной офорт «Шелест кипариса» (2018) повествует о временах античности с особым настроением расслабленности, утонченности. В центре композиции – вечно зеленые деревья и кустарники семейства КИПАРИСОВЫХ. Среди более двадцати пяти разновидностей этого семейства есть ПИХТА, что идентично нашему зимнему празднику – Новому Году. Лучше почувствовать и понять офорт «Шелест кипариса», название которого озаглавило выставку, поможет цитата Елены Башариной, члена Союза художников России. Она говорит: «Илья – мастер цветного офорта. В его работах дух мифологизма, дух древних элегий и романтизма. В техниках и манерах офорта ему не чуждо новаторство».

Жанровым и стилистическим многообразием представлено творчество Елены Зерфус. Одно из ее любимейших изображений – это портреты. Здесь она маэстро. В ее портретах наблюдается абсолютная творческая свобода и чувство интуиции. Особое внимание Елена Сергеевна уделяет детскому портрету. На нашей выставке она показывает портреты сына Серафима: «Серафим в красном» (2016), «Мальчики» (2020), демонстрирует также «Автопортрет» (2016). Это образы духовно возвышенные, в них совмещение мудрости, цельности, детства. Портреты полны теплоты, душевности и высокого эмоционального накала.

3 4

Творческая мысль художника работает постоянно. Пример тому –произведение «Полина и бабушка» (2017). Эти образы Елена наблюдала в больнице. Автор под большим впечатлением создала это красивое необычное полотно, на котором прелестная девочка изображена рядом с крупной монументальной фигурой бабушки. Здесь вновь хочется привести наблюдение члена Союза художников Елены Петровны Башариной: «Елена Зерфус обладает колористическими данными в живописи. Интересны и талантливы ее жанровые портреты. В них есть духовность и драматизм, глубина и полнокровность».

Авторский блок Елены Зерфус украшают цветочные композиции «Астры» (2014), «Хризантемы» (2014), «Лилии» (2019). О цветах часто говорят, что цветы – это луч солнца, остатки рая на земле. Цветы Елены не безмолвствуют, они вступают с автором и зрителями в диалог. Букеты она пишет плотно, корпусно, локальными пятнами. Весь творческий путь мастера убеждает, что она умеет сочетать манеру письма и содержание, умеет накопленные внутренние мотивы «переливать» в форму и цвет. Сама Елена говорит: «Я больше работаю над формой, стремлюсь к большей гармонии в работе, работаю пятном, чистым, максимально открытым цветом».

5 6

Никита Ключников представил пейзажные композиции со смелыми фактурными экспериментами из области пастозных живописных высказываний. Его сибирские пейзажи: «Перед рассветом» (2018), «В поле» (2022) выполнены мощно, свободно, уверенно. Большие по размерам (100х110; 90х100), они заполняют весь центр экспозиции, сияя пастозной фактурностью со всей силой экспрессии. Среди пейзажей расположен вертикальный портрет «Майя» (2019), высокий, узкий холст с женским образом в центре (135х71). Мифологическая эстетика постоянно будоражит воображение художника. Майя, согласно древнегреческой мифологии, была богиней весны и цветения. Майя – это и матушка, и кормилица. Много нового мы узнаем, изучая эти красивые истории. Автор мифологический материал воплотил в творческом портрете. Эта тема проходит через века в наш сегодняшний день и наполняется особым смыслом и духовным содержанием. В каком бы жанре не работал художник, он выражает свой эмоциональный мир, свое творческое состояние.

Портрет и автопортрет – это жанры, которые позволяют особенно глубоко погрузиться во внутренний мир модели. В портретах Никиты большую выразительность приобретает линия. Она обладает особым пластическим языком и смыслом, позволяет отразить всю тонкость и хрупкость состояния образа. Выставка знакомит с «Портретом молодого человека» (2011) и «Автопортретом» (2012). Говорит Елена Петровна Башарина: «Никита своеобразен в выборе тем и композиционных решений, работает в разных жанрах и техниках в живописи. Он прибегает к вибрации цвета, калейдоскопичности. Это помогает раскрытию образов. Никита постоянно находится в поиске, в развитии. Он мечтатель и созерцатель».

Выставка состоялась интересная по качеству и мощная по своей энергетике. Елена Башарина говорит: «Земля Кузнецкая воспитала этих художников. Талант, трудолюбие, профессионализм, прекрасные человеческие качества – Божий дар, данный этой славной семье Ключниковых: маме Елене Леонидовне, отцу Леониду Ивановичу, сыновьям Никите и Илье, и их женам Елене и Ирине».

Время экспонирования выставки до 15 апреля 2025 года. Приглашаем посетить выставку и поделиться отзывами на страницах тетради впечатлений.

 

Иванова Г.С., искусствовед, куратор выставки, чл. Союза журналистов России,
тел.: (3843) 74-73-87

Фото Анчоковой О.Д.