Жизнь и творчество Михаила Лермонтова (по материалам Президентской библиотеки) 12+

Лермонтов15 октября 2020 года исполняется 206 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, одного из величайших и неразгаданных до конца поэтов России. То, что М. Ю. Лермонтов прожил всего 27 лет, не помешало ему оставить громадное литературное наследие. Электронная коллекция Президентской библиотеки «М. Ю. Лермонтов (1814-1841)» содержит материалы, раскрывающие о многогранности личности поэта и его роли в культурной жизни России. В масштабной подборке представлены черновые варианты знаменитых произведений М. Ю. Лермонтова, его многочисленные рисунки, воспоминания о нём и видеолекции.

В одном из оцифрованных раритетов Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина «Жизнь Лермонтова» литературовед Ираклий Луарсабович Андроников отмечает: «всеопределяющим мотивом в творчестве Лермонтова было мучительное сознание своего одиночества, своей оторванности от людей – словом, трагедии личности, личности восставшей и побеждённой. Многие русские поэты говорили о своём презрении к «толпе», но ни один лирик, кроме Лермонтова, не отдавал себя целиком выяснению всего неизмеримого трагизма этой неравной борьбы». В статье литературоведа Бориса Михайловича в издании «Литературное наследство. №45/46. М. Ю. Лермонтов» рассказывается о случайно обнаруженной рукописи с неизданными стихотворениями М. Ю. Лермонтова. Большой интерес представляют поэтические произведения, иллюстрированные И. К. Айвазовским и В. М. Васнецовым.

Многие авторы биографических очерков ищут корни гениальности в раннем детстве будущего поэта, хрупкого на вид ребёнка, рано потерявшего родителей – мать его умерла от чахотки в 1816 году, отец же не проявлял рвения в воспитании сына. В этом отношении заслуживает внимания образ матери поэта, запечатлённый в электронной копии альбома «М. Ю. Лермонтов»: «Марья Михайловна, – читаем воспоминания родственницы Лермонтовых, – была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою».

Из того же альбома можно узнать, что маленький Михаил, оставшийся после смерти матери на попечении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в её имении в Тарханах, рано начал проявлять поэтический талант: «С нежнейшего возраста бабушка следила за играми внука. Её поражала ранняя любовь его к созвучиям речи. Едва лепетавший ребёнок с удовольствием повторял слова в рифму: „пол“ – „стол“ или „кошка“ – „окошко“… Улыбаясь, он приходил к бабушке поделиться своей радостью».

«Влечение к рисованию не покидало поэта до конца жизни, – рассказывается там же, в альбоме «М. Ю. Лермонтов». – Когда бабушка, по воспоминаниям современников, из постоянного опасения за судьбу внука просила его не писать стихов и не рисовать карикатур, наделавших много шума в петербургском обществе, поэт говорил: „Что же мне делать с собой, когда я не могу так жить, как живут светские люди. Бабушка просит меня не писать больше стихотворений и не брать в руки карандаша, – не могу, не могу“».

Позже в отрывке из неоконченной повести Лермонтов, рассказывая о детстве Саши Арбенина (в большой степени – о самом себе), изображал своего героя «преизбалованным и пресвоевольным ребёнком»… «Он семи лет умел уже прикрикнуть на непослушнаго лакея. Приняв гордый вид, он умел с презрением улыбнуться на низкую лесть толстой ключницы». Да, он много болел. Но «болезнь эта имела важныя следствия… он выучился думать. <…> Воображение стало для него новой игрушкой. <…> В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привык побеждать страдания тела, увлекаясь грёзами души», – пишет критик и историк русской литературы Александр Скабичевский в исследовании «М. Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность».

«Не по годам умственно развитый, горячий поклонник Байрона, Шиллера и Руссо», говорит далее Скабичевский, Лермонтов, став студентом Московского университета, продолжает оставаться одиноким, ироничным и – для окружающих – несколько странным молодым человеком.

«Это… зависело не от одного сознания Лермонтовым своих колоссальных умственных сил, а было привито ему тою кастовою замкнутостью и чванством, в духе которых он был воспитан в доме своей бабушки. <…> Высокомерное отчуждение не позволило ему сблизиться ни с кружком Белинского, голос которого гремел тогда в 11 камере казённых студентов, ни с философствующим кружком Станкевича, ни с фрондировавшим кружком Герцена. <…> Хотя все от него отшатнулись.., какое-то непонятное, таинственное настроение влекло к нему и заставляло вести себя сдержанно в отношении к нему, в то же время и завидуя стойкости его угрюмого нрава», – читаем в издании «М. Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность».

С Белинским они всё же встретятся в апреле 1840 года перед отправкой Лермонтова на Кавказ. С большим сомнением в том, что они найдут общий язык, шёл критик на эту встречу, предполагая, что она не затянется. Как же он ошибался: разговор продолжался около четырёх часов!

«В словах его было столько истины, глубины и простоты! – цитирует слова Белинского о Лермонтове Александр Скабичевский в исследовании «М. Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность», – <…> Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!.. Недаром же меня так тянуло к нему».

К тому времени Лермонтов уже написал «Смерть поэта», за которую был арестован и сослан. Был автором «Демона», «Мцыри», «Бэлы» и других гениальных произведений. Кстати, первоначально местом действия поэмы «Демон» была Испания, но суровая красота Кавказа так прочно поселилась в сердце Лермонтова, что «тут именно зародилась в нём мысль перенести место действия поэмы „Демон“ на Кавказ». Скабичевский пишет также о том, что эту поэму Михаил Юрьевич посвятил кузине Варваре Лопухиной. Но ни этот бесценный подарок, ни его письма и сдержанно прорывающаяся в них любовь не помогли добиться расположения Лопухиной. Она вышла замуж.

Лермонтов, который так рано потерял мать и остро нуждался в женском понимании и участии, не мог получить их ни от одной из женщин, которые нравились ему… Поэт поехал на Кавказ с фатальным предвидением скорого финала. Как писал Александр Герцен, «к несчастью слишком большой проницательности в нём прибавлялось другое – смелость многое высказывать без подкрашенного лицемерия и пощады. Люди слабые, задетые никогда не прощают такой искренности…».

Мартынов не простил. Лермонтов погиб на горе Машук во время бессмысленной дуэли.

Лермонтов не был бы великим поэтом, если бы глубоко в его душе не царила всепобеждающая гармония, если бы трагическое не уравнивались в его стихах торжеством ликующей, постоянно обновляющейся жизни. Только он мог, смотря на гладь Финского залива, почти экспромтом создать «Белеет парус одинокий» – казалось бы, простое и воздушное стихотворение, наполненное глубоким непреходящим смыслом.

 

 

Источник: портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Отв. за информацию: Е. С. Нехорошева, вед. библиотекарь ИЦОД  ЦДБ им. Н. В. Гоголя,
тел. (3843) 74-00-91.