«Знакомый автор» – Дёгтева Валентина (0+)
Еще один знакомый автор – Дёгтева Валентина. 19 августа детская библиотека «Вдохновение» провела онлайн-интервью с писательницей. Общение оказалось душевным и интересным, таким же, как и книги Валентины Дёгтевой. Под ее авторством много смешных веселых историй, много удивительных сказок и книг, которые могут научить писать все, что угодно – от сочинений на «5» до настоящих детективов и романов. Заманчиво? Тогда давайте познакомимся поближе.
Надежда Сосновская: Валентина, в одной из книг есть краткая информация о том, что, когда Вам было 5 лет, Ваш дедушка начал играть с Вами в «писателя», предвещая будущую профессию. Как вы думаете, если бы не это, кем бы стала маленькая Валя, когда выросла?
Валентина Дёгтева: Это в любом случае было бы что-то, связанное с искусством – языком, литературой, театром, живописью... В детстве я сначала хотела выступать в цирке, потом быть художником, потом переводчиком. Все сферы, так или иначе, соприкасаются.
Н.С.: Вы стали писателем и даже иллюстратором и сценаристом! В Вашем творчестве есть несколько книг, где Вы делитесь секретами своего мастерства. Как это объяснить? Это некий социальный запрос или порыв души писателя, желание научить и поделиться опытом?
В.Д.: Во всех случаях это были запросы от издательств, музеев, организаторов курсов. У меня самой никогда не было амбиций учить «мастерству». Разве что в игровой форме подавать детям какие-то интересные вещи, которые сделают их жизнь веселее и разнообразнее.
Н.С.: Легко ли Вам писать такие книги (о писательском мастерстве) или все же сложно, учитывая обилие творческих заданий и идей для потенциальных юных писателей?
В.Д.: Писать любые книги непросто. Приведение материала в некую систему требует времени и упорства. Синтезировать идеи сами по себе мне несложно, но для того, чтобы это стало методикой, надо учитывать множество факторов: в конце концов, просто сесть и довести все до ума, подвязать все ниточки, не отвлекаясь на чепуху. И в процессе это совсем невесело, а порой достаточно занудно.
Н.С.: У Вас есть 2 книги «Сочинение на 5!». А как у Вас было с сочинениями в школе?
В.Д.: Все было хорошо. Иначе я бы не поступила на филологический. Правда, иногда я рвалась экспериментировать, за что получала «щелчки» от нашей учительницы по русскому Екатерины Феоктистовны. То вдруг решала начать текст сразу с диалога, то завернуть слишком яркую метафору, но быстро поняла, что все эти «пируэты» нужно оставить для художественного внешкольного творчества.
Н.С.: Вы много лет ведете «Нескучные уроки» по литературе, где рассказываете о жизни и творчестве классиков. Кто из классиков Вам ближе всего? И хотели бы Вы, чтобы по Вашим произведениям дети в школе писали сочинения?
В.Д.: По настроению. В минуты душевных терзаний мне ближе Гоголь, в хорошем расположении духа – Пушкин, в скептическом – Чехов, Тэффи... Люблю Диккенса за внимание к деталям, Гюго – за романтический надрыв, Марка Твена – за острый язык... И многих еще. Классики – на то и классики, что каждого есть, за что любить. А по мне писать сочинения совершенно необязательно. Но я бы, наверное, хотела, чтобы когда-нибудь появилась библиотека или детский центр, где сохранялись бы и развивались мои наработки, где продолжали бы жить мои персонажи.
Н.С.: Ваши истории, подход к написанию сочинений и даже к классикам литературы всегда написаны с юмором. Чтение постоянно сопровождает улыбка. Это Ваш стиль, авторская изюминка или в целом отношение к жизни?
В.Д.: Это такая встроенная опция. Жителям Изумрудного города нужны были зеленые очки, чтобы все казалось прекраснее и ярче. Мне нужен юмор, чтобы принять многое в этом мире. И чтобы помочь кому-то принять, что вот, например, написать сочинение – не так уж сложно и противно, а может быть, даже интересно. И что быть маленьким ребенком – не так и страшно, если силой воображения ты можешь менять свой мир.
Н.С.: В книге «Нинкины рассказы», на которую мы делали видеообзор, в первом рассказе фигурирует Муза. Опишите свою Музу? По объему и многогранности Вашего творчества можно предположить, что Муза «подкидывает идеи» в режиме нон-стоп? Это так или бывают творческие кризисы?
В.Д.: Музы меняются и заходят на вахту по очереди – это домашние питомцы, друзья, дети, муж, ученики, коллеги, прохожие на улице – я подсматриваю за всеми, кто меня окружает, так уж устроена голова. Кризисы случаются, когда даже юмор не справляется с какими-то несправедливостями окружающего мира и кажется, что все, в конце концов, бессмысленно. Я вовсе не оптимист, которому все вокруг видится в сказочном свете, я просто убежденный романтик, который снова упрямо тащится бить великана, хотя уже давно понял, что это просто мельница. Потому что сказки нужны людям – как путеводная звезда на горизонте. Мне всерьез писали слушатели про героиню моих радиопередач, курицу Пеструху: «Наша Пеструха, она же такая боевая, она никогда не сдается! И мы не будем!». Мне и самой нужны эти находчивые герои, чтобы не раскисать и не сдаваться.
Н.С.: В нашей библиотеке есть книга – победитель литературного конкурса «Новая детская книга» – «Ворона, Лисица и Пицца». По-доброму говоря, это что-то с чем-то, очень смешная история. Откуда ее взяла Муза?
В.Д.: Просто это очень интересные персонажи, а история про них очень короткая. И Эзоп, и Лафонтен, и Крылов – все закончили слишком быстро. По-моему, обидно, что у героев не было шанса как-то развернуться и выйти на новую стадию отношений. Одна рыжая, другая черная, одна хитрая, другая жадная, и обе любят сыр... Новые авантюрные сюжеты тут сами напрашиваются.
Н.С.: Какие из своих книг Вы могли бы номинировать на «Самую сложную» и «Самую легкую»?
В.Д.: «Сочинение ПО ЛИТЕРАТУРЕ на пять!» на данный момент самая сложная, наверное, потому что это практически учебник, хоть и веселый, а учебники ошибок не прощают. До сих пор боюсь, что что-нибудь упустила. Но и книга «Сбежали шахматы!», где есть своя игровая партия, не так проста. И книга «Магистр новогодних наук», где пришлось продумывать кучу головоломок. И «Куклы из Коробкина», где я сама отрисовывала мастер-классы по изготовлению кукол... Где-то надо было придумать текст к уже готовым иллюстрациям, где-то перечитать кучу материала по фольклору... Такое ощущение, что у меня вообще не бывает легких книг. В школе меня иногда дразнили «заучкой», а нынче я, наверное, один из самых «замороченных» детских авторов. Даже если я пишу короткую сказку, мне непременно нужно «вылизать» каждое слово, придумать какую-нибудь композиционную фишку или эффект. Чем сложнее задача, тем мне интереснее. И, надеюсь, у меня уже есть и свой читатель – такой же маленький упрямый исследователь.
В детской библиотеке «Вдохновение» имеются книги «Нинкины рассказы» и «Ворона, Лисица и пицца». Узнать о наличии книг, которые вас интересуют, вы можете на сайте библиотеки им. Н.В. Гоголя в разделе«электронный каталог».
Сосновская Н.С., ведущий библиотекарь детской библиотеки «Вдохновение»,
тел.: (3843) 61-17-27
Фото автора