К 95-летию Гоголевки: Объединение молодых литераторов Новокузнецка «Мастер-круг» (2008–2014) (12+)


Сообщество, ставшее творческой школой для целого поколения пишущей молодежи города, было создано на базе ЦГБ им. Н.В. Гоголя членами Союза писателей России Татьяной Николаевной Соколаевой (Татьяна Николаева) и Владимиром Евгеньевичем Угрюмовым.

Курировать организационные и рабочие вопросы со стороны ЦГБ вызвалась Надежда Георгиевна Кретова – руководитель известного в литературной среде поэтического клуба «Дилижанс» (1998–2013 гг.).

Новое объединение отличали высокий профессионализм руководителей, жесткий и скрупулезный разбор декламируемых текстов, свободный, демократический стиль общения. Частыми гостями здесь были литературный критик, библиограф и издатель Николай Николаевич Калашников (кандидат в члены Союза российских писателей с 2022 г.), филолог и поэт Татьяна Леонидовна Белокурова, главный редактор журнала поэзии «После 12» Наталья Геннадьевна Ибрагимова (председатель Кемеровского регионального представительства Союза российских писателей с 2019 г.).

«Золотой» период «Мастер-круга» (2008–2012 гг.) отмечен регулярным проведением встреч, семинаров и литературных вечеров, в которых участвовали: Сергей Антонов, Сергей Богачев, Сергей Ерофеев (член Союза российских писателей с 2019 года), Юрий Кокшаров, Ольга Конончук (Доннер), Татьяна Костерина, Анастасия Русских (Куприк) (член Союза писателей России с 2012 г.), Вадим Майданов, Андрей Мясников, Сергей Озеров (Лунь), Руслан Сидоров (почетный член Союза российских писателей с 2022 г.), Виктория Трегубова, Надежда Шишкина.

За годы существования участниками и гостями объединения (в основном, силами Николая Николаевича Калашникова) было выпущено свыше 15 книг и коллективных сборников. Поэты и прозаики «Мастер-круга» отметились значимыми подборками в журналах «Огни Кузбасса» и «После 12». Но все же главным издательским успехом, повторить который, к сожалению, так и не удалось, стал Новокузнецкий литературный альманах (2008 г.) – антология лучших произведений, созданных авторами Юга Кузбасса в первом десятилетии XXI века.

Несмотря на сравнительно короткий период существования (2008–2013 гг., – ЦГБ им. Н.В. Гоголя, 2013–2014 гг., – СибГИУ), «Мастер-круг» оставил яркий след в культурной жизни города и региона.

 

Ерофеев С.С., начальник отдела проектной деятельности и
 библиотечных коммуникаций МБУ «МИБС» г. Новокузнецка,
чл. Союза российских писателей, чл. Союза журналистов России


 

Фото 1 Фото 2

 

Татьяна Николаева. Быть читаемым («Огни Кузбасса», №3, 2012 г.).

Литературная студия «Мастер-круг» начала свою работу в феврале 2008 года в Доме творческих союзов г. Новокузнецка. Наверное, просто назрела необходимость «гренадерам» 80-х, не оставившим литературное творчество за годы перестройки, собраться вместе, вспомнить ту – нашу – «Гренаду», порадоваться встрече, посмеяться от души, погрустить по поводу положения дел в писательской среде сегодня и принять решение воссоздать ту – нашу – литературную студию. Назвали мы ее «Мастер-круг».

Инициатором этой встречи была Галина Бондаренко, а откликнулись на инициативу Т. Николаева (Карманова 80-х), В. Угрюмов, Г. Шемелин, С. Долгов, С. Озеров, К. Мальцева. Когда родилась идея создать Новокузнецкий литературный альманах (НЛА), то мнения разделились (мол, у нас уже есть «Кузнецкая крепость»). «Мастер-круг» вынужден был «переселиться» в Центральную библиотеку им. Н.В. Гоголя, сформировался актив, и началась настоящая литературная работа – поиск материалов для НЛА. Благодаря поставленной цели наши занятия целый год были не только очень насыщенными обсуждением произведений, но и богатыми открытием новых авторов.

В редакционную коллегию и в актив «Круга» вошел президент клуба фантастов Николай Калашников; незаменимым отв. секретарем стала Татьяна Костерина – не только интересная поэтесса, но и знаток российской поэзии. Со временем наработались и основные движущие творческие силы «Круга»: поэт и литературовед Владимир Угрюмов; преподаватель английского языка, поэт и художник Виктория Трегубова; поэт Руслан Сидоров; поэт Сергей Богачев. Когда на занятии присутствуют эти авторы – так сказать, в полном комплекте, – разговор о литературе не оскудевает, потому что нас связывает любовь к поэзии, поиск новых современных ее тем и форм.

Молодые авторы, которым интересна такая постановка занятий, стали постоянными участниками нашей литературной мастерской, восходя в новую меру мышления. И это, думаю, – главное.

Читка новых произведений традиционна для серьезных школ, она – и радость услышать новые стихи собратьев по перу, и оселок, на котором ой-ой как легко обломаться. До сих пор, вынося на суд друзей свои новые стихи, я внутренне очень волнуюсь и даже боюсь, хотя внешне могу преспокойно ляпнуть: «Меня прошу шерстить построчно. Если стихотворение не получилось, так и говорить: не торкает».

Так странно видеть, что на «неполучившиеся» стихотворения Вика, например, расстраивается больше самих авторов. Последнее время она даже придумала забавный ход: «Вот за эту строчку – пять! А остальное… что-то делать надо». Я работаю в «Круге» филологоанатомом. Жалко, конечно, но не могу преодолеть отвращение к стилистическим безграмотностям. Крест такой, наверное. Сергей Богачев – наше коллективное чувство юмора: «Какая строчка! Я такого еще не слышал, вы только вдумайтесь…» – и декламирует так «ляпсус», что все начинают хохотать, в том числе и автор.

Владимир Угрюмов даже в самом слабеньком стихотворении способен увидеть душевное движение и обязательно об этом скажет, не давая нам впасть в формоедство. Он слухом «видит» произведение: закрыв или опустив глаза, вслушивается в образы. Когда на занятиях присутствует Руслан Сидоров, – держись, графомания! «Так хорошо началось стихотворение… и чего тебя опять понесло в глобализмы? За-чем?» – это мне. Или: «Да. Это стихотворение. Даже зарифмовано. Ну и что? Это не Поэзия» – дрожащему от волнения новичку. И прочтет, подняв взгляд к потолку, отчеканивая строки, пару любимых стихов любимых поэтов: «Вот это Поэзия! Разницу чувствуете?» Мы все разницу чувствуем, поэтому нередко на занятия кто-нибудь приносит книжку или распечатку из Интернета выуженного нового поэта, и мы начинаем читать тех, «кто в море».

На авторов, пришедших к нам впервые, я лично смотрю как на героев, с уважением: что, мол, тебе не сиделось в своем уютном мирке? Потащило же на баррикады… Шучу, конечно. Но внутреннее чувство остается все тем же – уважение и сострадание. На первой встрече мы предлагаем новенькому просто почитать свои стихи, без обсуждения, – познакомиться. Пусть послушает, как мы обсуждаем друг друга, – и это не для слабонервных. А там, если хватит дерзновения, может и свои стихи поставить на суд собратьев по перу. То, что собственное творчество (при любви к поэзии) порой не дотягивает до планки наших требований к себе и друг к другу, – это уже дело чисто профессиональное, и судить нас за суровость критики нет смысла.

Да, литература – для всех. Читающих. Но быть читаемым, быть писателем – это для тех, кто не только свыше одарен творческим словом, но и прошел «огонь и воду, и медные трубы» литературной школы. Уголь ведь тоже для всех, всем тепло нужно. А вот добывают его не многие… и хлеб растят…