Как праздновали Рождество и Новый год в Кузнецке (6+)


Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. По старому стилю его отмечали 25 декабря.

Рождество, Новый год (сегодня старый Новый год), Крещение составляли единый цикл – Святки. По старому стилю дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения. А начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в Сочельник.

После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января, а Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла.

В нашем городе Кузнецке до революции наступление нового года связывали именно с православным Рождеством. Светский Новый год кузнечане стали праздновать только в середине 1930-х годов.

Зимние праздники цикла Святки в Кузнецке отмечали с большим размахом. Как свидетельствуют данные Новокузнецкого краеведческого музея, к этим праздникам обязательно сооружали ледяные горки (они назывались «катушками»), с которых кузнечане скатывались на самодельных санях.

«…То-то будет веселье, когда возвратятся из школы проказники-братья. Будем строить из снега катушку – высокую гору – и обновим наши салазки. Скатаем из свежего снега пузатое чучело с головой, с глазами и носом. Можно выпроситься у матери съездить на санках по городу, одевшись в новые сибирские пимы и в теплую шубу… Поскорее, зима, поскорей! Побольше пушистого снега! Покрепче мороз, чтобы речка замерзла, чтобы глаже дорога – гоняться по ней на коньках или деревянных баклашках!», – так вспоминал зимнее детство в Кузнецке конца 19 века Вениамин Булгаков в книге «В том дальнем Кузнецке» (Кемерово, 1991. С. 52-53).

Украшательство нарядными елками возникло в Кузнецке не ранее 1890-х годов (Сибирская жизнь. 1899. 16 февраля. С. 2). Зачинателями этой традиции стали Кузнецкое уездное училище (ныне в здании – филиал НКМ), купец Степан Егорович Попов и Общественное собрание.

В то время Рождество и Новый год жители Кузнецка предпочитали отмечать в помещениях. «Нет, право, кузнечане умели веселиться!», – вспоминал Вениамин Булгаков в книге «В том дальнем Кузнецке» (Кемерово, 1991).

По некоторым данным, первая праздничная елка в Кузнецке была установлена в 1891 году для девочек Кузнецкого женского приходского училища супругой купца 2-й гильдии Степана Егоровича Попова Еленой в их доме (дом не сохранился).

Праздничную елку в те времена наряжали во многих богатых домах. Для городской бедноты именитые купцы и попечители учебных заведений устраивали благотворительные елки, на которые приглашали и одаривали детей, обучавшихся за казенный счет. Одно из таких мероприятий было устроено на Рождество 6 января 1897 года, когда на устроенную в Общественном собрании елку были приглашены ученики уездного и приходского училищ. Большей частью это были дети из бедных семей. (Кузнецк во второй половине XIX - начале XX в. / А. Н. Ермолаев. С. 311).

Фото 1

На рождественские праздники 1899 года члены Общественного собрания устроили елку для учащихся уездного, двух приходских училищ (мужского и женского) и церковно-приходской школы. Беднейшим учащимся был выдан ситец на пошив одежды. На этой елке впервые в городе был показан сеанс синематографа, вызвавший большой интерес у детей. Кроме этого на елке демонстрировался графофон, исполнивший несколько музыкальных пьес. Некоторые из учащихся декламировали перед графофоном басни и стихотворения, которые тут же воспроизводили. Всего на елке побывало около 250 детей (Кузнецк во второй половине XIX - начале XX в. / А. Н. Ермолаев. С. 312).

На Рождество и празднование Нового 1901 года в помещении Общественного собрания были устроены две елки. Одна – для учеников уездного училища, другая – для учеников приходского училища. На Новый год был назначен спектакль. Планировалось поставить пьесу «Не в свои сани не садись» Островского и водевиль «Дорогой поцелуй». Однако из-за болезни некоторых актеров-любителей спектакль пришлось отложить на начало января (Кузнецк во второй половине XIX - начале XX в. / А. Н. Ермолаев. С. 313).

В церквях города по случаю рождественских праздников звучали молебны и торжественные службы. В Народном доме преподаватели и ученики начального городского училища проводили концерты хорового пения и ставили спектакли.

Богатые горожане устраивали званые обеды и ужины с играми и танцами. «Провинциалы Кузнецка любили выпить и закусить» (В том дальнем Кузнецке / В. Булгаков. Кемерово, 1991. С. 82).

Обязательным украшением праздничного стола были запеченный целиком поросенок (или гусь), студень, рябчики, жареная рыба, разнообразная выпечка. Вместо шампанского простые кузнечане потребляли медовуху или домашнее пиво. Зажиточные горожане пили на застольях «коньяк, зубровку, рябиновую или английскую, а чаще смирновскую водку» (В том дальнем Кузнецке / В. Булгаков. Кемерово, 1991. С. 82).

Праздничный стол на Рождество обязательно включал не меньше 12 блюд (по числу апостолов Иисуса Христа). В пост, к столу подавали постную кутью из зерен пшеницы, заправленную молотой черемухой или сушеными яблоками. «К чаю полагалось варенье, мед, сахар, груды сладких и сдобных печений, сухари, посыпанные толченой корицей, молоко, сливки» (В том дальнем Кузнецке / В. Булгаков. Кемерово, 1991. С. 85).

В канун Рождества и в течение двух святочных недель ворожили, справляли святочные обряды, по улицам и дворам ходила ряженая ребятня, одетая в теплые шубы и валенки.

Вениамин Булгаков в книге «В том дальнем Кузнецке» (Кемерово, 1991. С. 144, 145), вспоминая себя восьмилетним мальчиком (1897 год), писал: «За наше пение хозяева подавали нашему «квинтету» гривенники, пятаки, алтыны, семитки и копейки. …Когда наша пятиголосая капелла поровну разделила между всеми хористами выручку этого мероприятия, я получил свои шестнадцать копеек – мой первый заработок. Когда я высыпал на стол перед матерью свои копейки, она улыбнулась и сказала: «Ну вот, теперь можешь купить себе тетрадок или бумаги – это твои деньги. А хочешь – купи себе пряничков!..» Так через несколько дней у меня появились десятикопеечный резиновый мячик, стопка бумаги для самодельной тетрадки и два медовых копеечных круглых пряника».

Фото 2

На Рождество в Кузнецке устраивали конные бега, на которые съезжались люди со всего уезда, ведь кузнецкие конные бега славились на весь регион. Желающие поучаствовать в этом развлечении съезжались со всего кузнецкого уезда. За две-три недели до старта начинали готовить лошадей: особо кормили, тренировали на пробных выездах. Каждый хозяин надеялся выиграть скачки и привозил своего наездника. Ставки на бегах были высокими: от 150 рублей. По маршруту на высоких домах выставляли наблюдателей.

Крещение в Кузнецке сопровождалось массовым купанием в проруби, во время которого стреляли из ружей, чтобы отпугнуть нечистую силу. Накануне Крещения для этой же цели на дверях, окнах ставили кресты.

Если обратиться к воспоминаниям Александры Павловны Псаревой (Ананьиной), 1894 года рождения, записанных краеведом Владимиром Девятияровым, и хранящихся в Новокузнецком краеведческом музее, можно узнать, как же отмечали Рождество и новый год» в Кузнецке начала 20 века: «…в конце улицы Достоевского молодежь устраивала катушку из льда. Натаскивали много снегу, делали из него форму горы и обливали водой. Сама горка стояла у крайнего дома старушки Пудовны, с нею жила дочь. От снежной горки под уклон к берегу Иванцевки ледяную дорожку поливали водой, а там, внизу – естественный лед реки. С горки на санках катались довольно далеко. С боков горки в снегу наставят елок, тоже самое и вдоль дорожки ледяной. На елках вдоль всей ледяной дорожки вывешены фонари из разной бумаги... На ледяную горку в праздники собирались не только дети и подростки, но и семейные и старики…».

 Серьезные проблемы у рождественской новогодней елки начались с 1929 года. Новая власть отменила Рождество, превратив его в обычный рабочий день, и отождествила елку с религиозными символами.

Возрождение праздничной елки произошло на исходе 1935 года, когда она сменила статус рождественской на новогоднюю. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка с призывом «организовать детям к празднику хорошую елку». Буквально на следующий день стали открывать елочные базары, продавать игрушки. Так новый 1936 год начался под знаком нарядных елок.

Газета «Большевистская сталь» за 1930-1940-е годы не может похвастаться большим количеством публикации на новогоднюю тему. Но и те, что есть, все же дают представление о праздновании Нового года в Сталинске. Так, в газете за 30 декабря 1936 года говорится о том, что «в каждой школе будет устроена елка для разных возрастов, детский праздник с елкой пройдет и в ТЮЗе и в Детском дворце культуры».

 

Источники фактов

  1. В том давнем Кузнецке... / Вениамин Булгаков. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1991. – 272 с.
     
  2. Всеми любимый праздник / Дина Прудько // Новокузнецк. - 2006. - 28 декабря (№ 51). - С. 7.
     
  3. [Заметка] // Сибирская жизнь. – 1899. – 16 февраля. – С. 2.
     
  4. Зимние каникулы - праздник радости и веселья // Большевистская сталь. –  1936. – 30 дек. – С. 2.
     
  5. Кузнецк во второй половине XIX - начале XX в. / А. Н. Ермолаев // Кузнецкая старина. Новокузнецк: 400 лет в истории России. - Томск; Новокузнецк, 2018. – С. 287-346.
     
  6. Новый год в старом Кузнецке. – 27.12. 2023 // Новокузнецкий краеведческий музей : [офиц. аккаунт ВК]. – URL: https://vk.com/nkm42?w=wall-89515884_18678 (дата обращения: 28.12.2023).


     

Е.Э. Протопопова, главный специалист по библ. маркетингу,
член Союза журналистов РФ, e-mail: protopopova@libnvkz.ru




#культуранадом

#культураонлайн