Выставка-вернисаж «Великий мастер жанровых сцен» П. А. Федотов (12+)

В Отделе искусств Центральной городской библиотеки им. Н. В. Гоголя (ул. Спартака, 11) представлена книжная выставка «Великий мастер жанровых сцен», посвященная талантливому художнику, родоначальнику критического реализма в русской живописи – Павлу Андреевичу Федотову.

Живописец не имел классического художественного образования, но при этом был удостоен высокого звания академика живописи. Его работами восхищался великий акварелист Карл Брюллов. Поклонником таланта Федотова был его современник, баснописец Иван Крылов.

Полотна Федотова являются украшением коллекций главных отечественных музеев. Достаточно вспомнить такие художественные произведения, как «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», «Вдовушка». По работам художника можно изучать русские нравы и обычаи XIXвека. Его картины – словно застывшие мизансцены театрального действа.

Объектом мягкой сатиры Павла Андреевича были нравы большого города, героями – купцы, чиновники, дворянские семейства, холостые офицеры и эмансипированные дамы. В своих мемуарах художник вспоминал: «Семья у нас была большая. Жили бедно. И чтобы не сидеть дома и не слушать сетования отца о нехватке денег, при первой возможности выбегал на улицу. А там – целый мир. Толстопузые купцы, жеманные девицы с маменьками, разбитные офицеры, подвыпившие чиновники. Смешно бы получилось, если бы их все изобразить».

Отец будущего живописца решил сделать из сына военного. Образцовый кадет Федотов играл на флейте и гитаре, пел, сочинял стихи и рисовал на полях тетрадей карикатуры не только на своих товарищей, но и на начальство. Но его юмор был весьма тонким и точным, поэтому на него никто не обижался. Как-то раз к офицерам своего полка пожаловал князь. Федотов, вдохновленный этим событием, написал картину «Встреча великого князя», увидев которую, Михаил Павлович подарил автору бриллиантовый перстень.

Поверить в собственный талант Федотова заставило письмо баснописца Ивана Крылова, которому попались рисунки художника. Совет литератора звучал так: «Покажите наш народ, какой он есть…». Что Федотов и сделал, первым в России создавая работы в жанре «нравственно-критического реализма». Свои картины Павел Федотов дополнял «рацеями» – пояснениями в виде коротких стихотворений. В их написании он упражнялся с юности, однако поэтом себя не считал. Так, к картине «Сватовство майора» автор написал целую поэму, которая так и не была опубликована в России.

«Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете живут…»

Сам Федотов любил свои работы, они были для него «птенчиками», которых он «нянчил» разными поправками по многу месяцев. Художник шутил и насмехался над своими героями, но под его волшебной кистью получались одни из самых теплых и человечных картин в русской живописи.

Своему предназначению он отдал всего себя без остатка, его творчество можно назвать самой яркой страницей отечественного искусства 1840-х годов.

Перелистывая страницы книг, статей и публикаций, можно познакомиться с художественным наследием и обстоятельствами жизни великого мастера жанровых сцен.

 

Е. А. Володеева, гл. библиотекарь Отдела искусств,
тел.
(3843) 74-34-01