Открытие выставки факсимиле картин М.К. Чюрлёниса «Сотворение мира света и гармонии» (6+)


27 Чюрлёнисдекабря в библиотеке им. Д. С. Лихачёва (ул. Косыгина, 35-б) состоялось открытие выставки факсимиле картин известного литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875 - 1911), соединившего в одно целое музыку, художество, слово и глубокую философию. Его одухотворённые живописные произведения представляют собой, по словам академика Л. В. Шапошниковой, «единое законченное и гармоничное полотно, несущее в себе глубинные идеи космической эволюции человечества».

Лейтмотивом открытия выставки стали три музыкальных произведения – «Мелодия» Глюка, «Полночной вальс» Дэвида Гарретта и пьеса «Эспехо». Блистательно исполненные преподавателем Детской школы искусств по классу скрипки Детской школы искусств №55 Н. Г. Давыдовой в начале, середине и конце церемонии, они раскрывали грани жизни и творчества Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, вызывая живой отклик в сердцах слушателей.

В экспозиции представлено сорок репродуцированных на ткани картин Чюрлёниса из циклов «Сотворение мира», «Зодиак», а также широко известные работы мастера «Дружба», «Ангелы. Рай», «Rex», «Короли. Сказка», «Соната звёзд», «Соната пирамид» и другие. Организация выставки стала возможной, благодаря сотрудничеству библиотеки им. Д. С. Лихачёва с партнёром мемориального центра культуры Дома Чюрлёниса в Вильнюсе О. В. Орловским и Новокузнецким городским Рериховским обществом.

Творчество Чюрлёниса-художника относят к европейскому символизму. Оно особенно близко той ветви символизма, которая распространилась в России, Польше, странах Скандинавии и акцентировала стремление через природу соприкоснуться с метафизическим миром. Русские художники Добужинский, Бенуа, Бакст, Рерих, Лансере, Сомов признавали в Микалоюсе Константинасе уникального мастера и покровительствовали ему. Николай Рерих писал: «Было в нём нечто поистине природовдохновенное. Сразу Чюрленис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить, и творить. Он был не новатор, но новый».

Петербург сыграл в жизни Чюрлёниса значительную роль. В общении с художниками объединения «Мир искусства» формировались его эстетические вкусы и пластическая сторона его творчества – обострилось восприятие дальневосточного искусства, получила особое развитие изысканность художественной формы. Благодаря поддержке «мирискуссников», Чюрлёнис активно включился в российскую художественную жизнь и со своей стороны как художник и личность оставил след в развитии русского авангарда, сыгравшего впоследствии известную роль в процессе обновления западного искусства.

Атмосферу Петербурга рубежа XIX - XX веков на церемонии открытия выставки воссоздали Студия исторического танца «Эхо времён» и Студия исторического танца «Виз-а-ви», вдохновенно исполнив «Русский марш», «Французский вальс» и «Богемскую польку».

Давыдова Выставка
Кулакова Эхо времён
Эхо времён

Поэтическое «я» художника, с таким богатством проявившееся в живописи и в музыке Чюрлёниса, явственно отразилось и в его словесном творчестве. Особый интерес сегодня вызывает его поэтическая лирика – та, которая не искала печати, не предназначалась ничьему вниманию, кроме как глазам близких и любимых им людей. Стихотворная поэма, сказка-притча, поэма о море, написанная поэтической прозой, записи в альбоме, несколько стихотворений – вот то, что составляет словесную поэзию Чюрлёниса. В исполнении ведущего библиотекаря библиотеки им. Д. С. Лихачёва Е. Н. Шибаевой прозвучали стихотворения Миколоюса Константиноса «Соната Солнца», «Из вечности», «Любовь», фрагменты его писем к жене – литовской писательнице, поэтессе, драматургу, переводчику и педагогу Софии Кимантайте.

Польша и Германия стали для Чюрлёниса стартовой площадкой как профессионального музыканта. В Варшаве он окончил с отличием институт музыки и получил диплом композитора. Здесь он пишет свои симфонические поэмы «В лесу» и «Море» в жанре пейзажной картины, сочинения для струнного квартета и хора, фортепианные сонаты и фуги. В Лейпцигской консерватории он продолжил своё музыкальное образование и одновременно начал учиться в Школе искусств К. Стабровского.

В характере Чюрлёниса была сильно выражена любовь к красоте, к гармонии природы. Он влюблён в небо, лес и звёзды, травы и цветы, озёра и речки. Он ощущал природу как живое существо. Деревья в лесу днём живут своей особой жизнью. Они всё чувствуют, мыслят и даже беседуют между собой, а ночью любуются звёздами.

Правнук Чюрлёниса – литовский пианист Рокас Зубовас, стал пропагандистом творчества мастера, исполнителем его музыкальных произведений. Фрагмент видеозаписи его выступления в Мемориальном музее Чюрлёниса в Друскининкае был продемонстрирован на экране.

«Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики… Это – новый духовный континент, Христофором Колумбом которого несомненно остаётся Чюрлёнис». Так оценил творчество литовского художника французский писатель Ромэн Роллан.

Действительно, всякий раз встреча с творчеством этого необычайного в своей самобытности творца ставит перед нами множество вопросов, ответы на которые каждому предстоит находить самостоятельно. Ключ к познанию и проникновению в загадочный мир Чюрлёниса таится в нашей готовности и желании открыть для себя этот «духовный континент».

В завершении состоялась экскурсия по выставке, которую провела руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д. С. Лихачёва Е. С. Кулакова.

Экспозиция будет работать до 17 февраля 2020 года. Приглашаем посетить её всех желающих.

Шибаева
Экскурсия Гости пишут отзывы

 

 

 

Е. С. Кулакова, рук. Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д. С. Лихачёва,
тел. (3843) 61-02-97