Памятники профессиям в Новокузнецке: спасение последней сохранившейся вагонетки Тельбеса (12+)


12 апреля 2023 года
сайт «400 знаменитых новокузнечан» стал рассказывать на своих страницах о том, как монументально запечатлена на улицах Новокузнецка трудовая доблесть той или иной профессии. В разделе «Тематические путешествия по Новокузнецку» уже представлено шесть тематических прогулок по Городу Трудовой Доблести. В списке данных путешествий памятники шахтерскому труду уже нашли отражение, но непременно будут дополняться с появлением новых достопримечательностей, посвященных людям этой профессии. Один такой арт-объект в скором времени украсит музей-заповедник «Кузнецкая крепость», его биография уже начала складываться! Об этом подробнее рассказывает Сергей Ерофеев в предлагаемом материале.

Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу

---
 

С 2021 года в Новокузнецке реализуется совместный проект Кемеровского регионального отделения Русского географического общества и музея-заповедника «Кузнецкая крепость» по спасению последней сохранившейся вагонетки Тельбеса. Команда включает свыше двадцати «покорителей пространства» и профильных специалистов Новокузнецка.

1

Участники проекта. Тельбес. Октябрь 2022 года.

Восстановление и установка раритета на территории музея-заповедника «Кузнецкая крепость» в качестве мемориала рударям прошлого станет одним из знаковых мероприятий, реализуемых к 400-летнему юбилею вхождения территории Шории в состав Российского государства.

Историческая справка: Тельбесское железорудное месторождение обнаружено (офиц. данные) в 1816-м. Первоначально руда – в небольших объемах – добывалась для нужд Томского железоделательного завода. Первые серьезные попытки промышленного освоения осуществлялись «Акционерным обществом Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз)» в 1913–1918 гг. Горнодобывающее предприятие действовало с 1926 по 1942 гг. В 1932-м проведена первая плавка из тельбесской руды на Кузнецком металлургическом комбинате. К 1942-му месторождение выработало ресурс. В 1948-м завершены последние консервационные работы.

2,3

Вагонетка в капсуле времени. Июль 2022 года. Рельсовый путь. Июль 2022 года.

Вагонетку (если быть точным, ее клепаный чашеобразный кузов – «койку») обнаружил осенью 2020 года в ходе очередного обследования выработок командой Кемеровского регионального отделения Русского географического общества (КРО РГО) Денис Садовничий. Была проведена фото- и видеофиксация, оценка состояния находки. Кузов лежал на рельсовых путях на глубине порядка 8 метров под поверхностью – в «капсуле времени», образованном двумя последовательными завалами. Спуск с поверхности осуществлялся по вертикальному колодцу. В камеру вел ход, высотой порядка 15–20 см.

В результате консультаций со специалистами музея-заповедника «Кузнецкая крепость» находка была определена как уникальная. Это последний известный сохранивший кузов вагонетки – из тех, что использовались на предприятиях Кузбасса в героическую эпоху индустриализации 30-х годов и в военное время. Было принято решение об изыскании возможности его подъема с последующей музеефикацией. По задумке, полностью воссозданная вагонетка должна стать экспонатом нового выставочного кластера на территории крепости, посвященного первому горнодобывающему предприятию Кузнецка – шахте Якова Фамильцева. Решение это тем более верно, что будущий экспонат теоретически (это требует серьезной проверки) может оказаться образцом дореволюционной промышленной техники.

Следует отметить, что еще пару десятков лет назад в штольнях Тельбеса сохранялись как минимум две полностью целые вагонетки, но весь металл, до которого можно было относительно легко добраться, в постперестроечные годы был вывезен из рудника «в коммерческих целях».

4,5

У поверхности. Впервые за 80 лет. Сентябрь 2022 года. Подъем. Сентябрь 2022 года.

26 сентября 2021 года группа, состоящая из чл. Совета КРО РГО Сергея Ерофеева, научного сотрудника МЗ «Кузнецкая крепость», чл. РГО Андрея Чекалина и фотокорреспондента Андрея Мясникова, совершила однодневный выезд на бывший Тельбесский рудник с целью определения потенциальной возможности подъема кузова на поверхность. Такой подъем был признан возможным. Он растянулся на 5 этапов – с июля по ноябрь 2022 года. Неоценимую помощь и поддержку проекту оказали председатель Общественного совета при управлении культуры и молодежной политики г. Новокузнецка, руководитель регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы» (под эгидой КРО ВОО РГО) Александр Волобуев и руководитель команды волонтеров регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы» Илья Кузьмичев.

6 7

В дороге. Ноябрь 2022 года. К переправе. Ноябрь 2022 года.

Первый этап – 24 июля. Участники провели итоговую фотофиксацию в «капсуле времени» и расчистили горизонтальный ход, прокопав завал с применением саперных лопаток. Высота горизонтального хода при этом увеличилась с 10–15 см до 80–100 см.

Второй этап – 17 сентября. Кузов вагонетки вручную переместили (откантовали) под колодец бывшего рудоспуска и извлекли на дневную поверхность ручной лебедкой. Также была проведена доразведка местности для предстоящего перемещения груза – а это около четверти тонны – по старой тропе до ближайшей грунтовой колеи.

Третий этап – 8 октября. При помощи лебедки кузов был поднят вверх по склону оврага – от колодца рудоспуска до кромки леса.

На четвертом этапе (5 ноября) участники расчистили старую тропу от склона оврага до бывшей электроподстанции. По этой тропе груз вручную – при помощи салазок – перетащили на полкилометра по направлению к броду через реку Тельбес. На пятом этапе (12 ноября) его на тех же салазках доставили к переправе и уже на автомобиле вывезли в город.

В работах по извлечению и доставке вагонетки в Новокузнецк приняли участие члены Русского географического общества: Сергей Ерофеев, Андрей Чекалин, Александр Волобуев, Максим Гилев; друзья Общества и волонтеры: Павел Дороганов, Илья Кузьмичев, Дмитрий Гладышев, Эдуард Тяпикин, Андрей Мясников, Игорь Мясников, Алина Белоусова, Александр и Ирина Ничинские, Надежда Васильева, Нина и Анна Коноваловы, военно-патриотическое объединение «Воевода». Спонсором работ по реставрации кузова вагонетки выступил чл. РГО Александр Волобуев. 

8,9

В мастерской. Ноябрь 2022 года.

В 2023 году работы по проекту продолжились. В апреле – на совещании с директором МАУК «Музей-заповедник «Кузнецкая крепость» Юлией Костюченко в рамках традиционной акции «Памятнику быть» – было выбрано место для установки памятника.

10

Традиционная акция «Памятнику быть!». Кузнецкая крепость. Апрель 2023 года.

21 июня члены КРО РГО Сергей Ерофеев и Андрей Чекалин совершили однодневный поисковый выезд на Тельбесский рудник с целью обследования участков дальнейших работ. Результатом стал подъем колесной пары и проект по извлечению из недр рудника элементов рельсового пути. 21 октября сезон завершился подъемом и доставкой в город двух рельсов производства легендарного Кузнецкого металлургического комбината (Кузнецкого металлургического завода им. И.В. Сталина), произведенных в далеком 1941 году (клейма «КМЗ им. И.В. Сталина 1941»).

11 12

Участники работ: члены Русского географического общества, волонтеры кузбасского регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы», военно-патриотическое объединение «Воевода». Тельбес. Октябрь 2023 года.Переправа артефактов через реку Тельбес. Октябрь 2023 года.

Памятник Тельбесстрою и его рударям в Новокузнецке появится непременно. Сезон 2024 года начнется с монтажа рельсового пути у Южного вала Кузнецкой крепости.


Дополнительная информация:

 

 

Ерофеев С.С., чл. Совета Кемеровского регионального отделения РГО,чл. Союза журналистов России

Фотографии предоставлены участниками работ