Виртуальная справка «Спроси у Гоголевки»

  • Вопрос № 1565 от  24 Ноября 2024 года: Евгения (Новокузнецк)

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с поиском литературы для диплома. Тема: "Организация работы учащихся с различными видами исторических источников". Спасибо.

    Ответ от  25 Ноября 2024 года

    Здравствуйте, Евгения! Предлагаем следующий список литературы по вашей теме:

    1. Алексашкина, Л. Н. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. - Текст : электронный // Ценности и смыслы. - 2018. - № 5. - С. 58-72. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-istochniki-v-sovremennyh-uchebnikah-istorii-kak-obekt-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 25.11.2024).

    2. Алексашкина, Л. Н. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 9. - С. 19-27.

    3. Алексеева, Л. В. О работе с документами на уроках истории: традиции и современность / Алексеева Любовь Васильевна, Хорошилова Анна Анатольевна, Конышева Ирина Ивановна. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № 2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN220.pdf?ysclid=m3wjoygzcw992934359 (дата обращения: 25.11.2024).

    4. Антонцева, В. А. Работа с историческими источниками в школе и вузе / В. А. Антонцева. - Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 7. - С. 36-40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-istoricheskimi-istochnikami-v-shkole-i-vuze (дата обращения: 25.11.2024).

    5. Бирюков, С. А. Работа с архивными документами на уроках истории / С. А. Бирюков. - Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 5. - С. 16-22.

    6. Ворожейкина, Н. И. Преподавание истории в основной школе: проблемы и пути решения / Н. И. Ворожейкина. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 4. - С. 19-27.
    Аннотация: Рассматриваются проблемы методики преподавания истории в среднем звене основной школы (6 и 7 классы): усвоение хронологии и фактического материала, работа с историческими понятиями и терминами, формирование умения сравнивать, обращение к историческому источнику.

    7. Гевуркова, Е. А. Формирование метапредметных умений работать с источниками в курсах истории / Елена Алексеевна Гевуркова, Елена Алексеевна Крючкова. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - № 7. - С. 33-40.

    8. Девятайкина, Н. И. О работе с историческими источниками в контексте требований к предметным результатам (история, VI класс) / Нина Ивановна Девятайкина. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 1. - С. 25-34.

    9. Зверева, К. Е. Экспонаты краеведческих музеев как основа историко-познавательной деятельности школьников / К. Е. Зверева, О. М. Хлытина, Е. Ф. Бехтенова. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 6. - С. 20-30.

    10. Звонарева, Н. А. Потенциал работы с карикатурами в старшей школе в процессе формирования исторической грамотности обучающихся / Звонарева Наталия Алексеевна, Маслова Наталья Николаевна, Звонарев Андрей Владимирович. - Текст : электронный // Образование и право. - 2023. - № 7. - С. 309-319. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-raboty-s-karikaturami-v-starshey-shkole-v-protsesse-formirovaniya-istoricheskoy-gramotnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 25.11.2024).

    11. Ильина, М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом / Ильина Марина Владимировна. - Текст : электронный // Калининградский вестник образования. - 2019. - № 3. - С. 90-97. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-s-istoricheskim-tekstom (дата обращения: 25.11.2024).

    12. Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы / [Бехтенова Е. Ф., Горьковская З. П., Зверев В. А. и др.] ; под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной ; Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 147 с. - URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/653/1/istoricheskie-istochniki-v-prepo.pdf?ysclid=m3wjvzs33i394394282 (дата обращения: 25.11.2024). - ISBN 978-5-00023-166-1. - Текст : электронный.

    13. Крючкова, Е. А. Использование доступных информационных ресурсов государственных архивов при изучении истории в школе / Елена Алексеевна Крючкова. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2021. - № 7. - С. 47-53.

    14. Крючкова, Е. А. Формирование у школьников умений работать с историческими текстами / Елена Алексеевна Крючкова. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 4. - С. 14-20.

    15. Лейбова, Е. К. Одежда как источник для изучения истории повседневности XX в. / Е. К. Лейбова. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 9. - С. 61-66.

    16. Макаров, А. Н. Использование кинофотодокументов на уроках (на примере истории советской индустриализации) / А. Н. Макаров. - Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 4. - С. 47-51.

    17. Манданова, Е. С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников / Е. С. Манданова. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 10. - С. 28-32.

    18. Румянцев, В. Я. Работа с историческими источниками / В. Я. Румянцев. - Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 3. - С. 38-41.

    19. Современные отечественные исследователи о методике работы с документами на уроках истории. - Текст : электронный // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов / [Л. В. Алексеева, О. А. Бытко, Е. Е. Вяземский и др. ; отв. ред. Л. В. Алексеева] ; Нижневартовский государственный университет. - Нижневартовск, 2019. - С. 49-53. - URL: https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2278/Aktualnye_problemy_prepodavaniya_istorii._CHast_6.pdf?ysclid=m3wk586oge406583013 (дата обращения: 25.11.2024).

    20. Хлытина, О. М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого / О. М. Хлытина. - Текст : электронный // Вестник Омского университета. - 2011. - № 3. - С. 367-373. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-starsheklassnikov-s-istoricheskimi-istochnikami-ot-ovladeniya-umeniyami-k-poznaniyu-proshlogo (дата обращения: 25.11.2024).

    21. Хлытина, О. М. Произведения искусства как визуальные исторические источники и историографические тексты на уроках истории / О. М. Хлытина. - Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 4. - С. 37-44.

    22. Хлытина, О. М. Устные исторические источники в учебном историческом познании на старшей ступени школы / О. М. Хлытина, Е. К. Лейбова. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013. - № 1. - С. 17-25. - Окончание. Начало: № 10, 2012.

    23. Черваков, Н. Н. Организация работы с документами на уроке / Н. Н. Черваков. - Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 8. - С. 47-50.

    24. Шилин, С. Н. Использование карикатур при изучении курса истории в школе / Сергей Николаевич Шилин. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 4. - С. 74-80.

    25. Юдовская, А. Я. Критически осмысливать прочитанное / А. Я. Юдовская. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 10. - С. 46-50.
    Аннотация: На ряде примеров рассматриваются возможные варианты методического сопровождения исторических источников, позволяющих школьнику самостоятельно "читать и понимать" их, получать новую информацию.

    26. Ярошенко, В. Учимся работать самостоятельно/ В. Ярошенко. - Текст : непосредственный // История и обществознание для школьников. - 2007. - № 1. - С. 35-40.
    Аннотация: Рекомендации учащимся, как правильно вести записи, составлять конспекты и работать с текстами исторических источников.

    Журналы "История и обществознание для школьников", "Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе" находятся в отделе книгохранения ЦГБ им. Н. В. Гоголя, ул. Спартака 11 (спросить в читальном зале ЦГБ им. Н. В. Гоголя, 3-й этаж).

    Всего доброго! Исполнитель: Федотова Галина Викторовна, гл. библиограф Информационно-библиографического отдела.