Лебедев Иван Александрович (27.09.1931-03.06.1998)


 

Имя в истории НК.Лебедев-фото

Новокузнецкий живописец, член Союза художников с 1973 г.

Иван Александрович Лебедевродился 27 сентября 1931 г. на станции Ояш Новосибирской области.

В Новокузнецке с 1935 г. Рисовал с детства, начал рисовать с картинок, календарей. Любил копить разные цветные картинки со спичечныхкоробок, из газет. Когда началась война, учился в третьем классе. Отец погиб на фронте.Учиться в школе пришлось недолго, испытал и голод, и холод. Был принят на работу учеником художника во Дворец культуры кузнецких металлургов, хотя оформлен был пожарником. Разводил краски, варил клей, грунтовал щиты, писал самостоятельно рекламу для кино в летний театр. Одновременно учился в изостудии ДК КМК у Г. Н. Крапивина. Мечтал окончить художественное училище, много читал о художниках.

Когда был призван на флот, служил в Латвии. Выучился на моряка, был электриком. Даже на корабле не расставался с карандашом и альбомом. К нему привыкли и называли художником. Когда перешли базироваться в Кронштадт, записался в 7 класс вечерней школы.

После службы на флоте прошел обучение в Казанском художественном училище (1956-1961) у В. И. Куделькина, Н. М. Сокольской, В. К. Тимофеевой. На пятом курсе был исключен как «формалист». Что это такое, будущий художник в то время не смог понять.

Иван Александрович учился вместе со ставшим впоследствии знаменитым Константином Васильевым.

Потом работал в небольшом приволжском городке Булгары, а затем переехал в Новокузнецк. Здесь вырос и устоялся как интересный самобытный художник. Писал картины, оформлял, интерьеры, делал росписи, среди которых – оформление панно на трех этажах Центральной городской библиотеки имени Н. В. Гоголя в 1979 г. (вместе с Беляевым). К сожалению, в 2019 г. на двух верхних этажах работы после ремонта были утрачены.

Иван Александрович - участник выставок с 1965 г. - городских, областных, зональных, региональных, республиканских.С 1994 г. постоянный участник выставок Выставочного Центра Санкт-Петербургского отделенияСоюза художников России. Персональные выставки: 1981, 1991, 1994, 1995, 1996, 1999, Новокузнецк.

С 1993 г. жил и работал в г. Павловске бывшей Ленинградской области (ныне Санкт-Петербург), регулярно приезжал в Новокузнецк, участвовал в городских выставках, здесь же проходили его персональные выставки.

Художник работал в разных жанрах: тематическая картина, портрет,натюрморт. Наиболее значителен в его творчестве пейзаж. Татьяна Тюрина вспоминает: «Спрашиваю Ивана Александровича, что он больше любит писать: портреты, натюрморты, пейзажи. - Я, - говорит он, - живопись люблю, а какого-то одного пристрастия у меня нет. Людей люблю. Одно время меня даже считали портретистом. Портреты труднее и интереснее. Человек переменчив» [21].

Одна из постоянных моделей Ивана Александровича – его сын Сергей. Он писал его портреты в возрасте от раннего детства до зрелости. Сергей закончил Сибирский металлургический институт, но пошел по стопам отца, - стал художником.

Произведения Ивана Александровича Лебедева находятся в Музее изобразительных искусств Кузбасса, Новокузнецком художественном музее, в частных коллекциях.

Член Союза художников с 1973 г.

Умер Иван Александрович Лебедев 3 июня 1998 г. в Новокузнецке.

В 2000 г. тиражом 500 экземпляров вышел в свет альбом живописи, посвященный художнику. Составителями выступили сотрудник Новокузнецкого художественного музея искусствовед Татьяна Высоцкая и сын Ивана Лебедева - Сергей.

 

 

О жизни и творчестве И. А. Лебедева

 

Валентина Панжинская-Откидач,
искусствовед, член Союза художников
Выставка произведений Ивана Александровича Лебедева.
Живопись : [буклет]. Новокузнецк, 1981.

«Начало творчества Ивана Александровича Лебедева относится к тому времени, когда в советском искусстве утверждались черты, так называемого «сурового стиля». <…>Художник не ставит своей задачей рассказ о конкретной ситуации, об определенных судьбах, он размышляет вообще о людях своего времени, о рабочем человеке, жизнь которого и его труд не легки, но его осознанное стремление жить именно так, придает ему достоинство и силу. За выбором внешне будничной ситуации стоит стремление раскрыть внутреннюю значимость своих героев. Задача создания обобщенного представления о рабочем человеке, о его характере подтверждается и способом художественного претворения действительности. «Рубленые», жесткие формы, монохромность цветовой гаммы призваны воплотить реальность в символ. Пожалуй, что эстетическая ценность самого приема, обобщение конкретного материала, поиски способа художественного воплощения натуры, увлекают живописца больше, чем сущность «сурового стиля» - пафос публицистически - острого, гражданственного суждения о действительности.

<…>Творчески перерабатывая созвучные своему времени традиции, прикасаясь к ним и отталкиваясь от них, Лебедев ищет «свой голос», определяет свой почерк. Постепенно на этом этапе выкристаллизовываются характерные черты этого почерка - интерес художника к состояниям покоя, сосредоточенности, созерцания, будь то человек или природа, или предметный мир. Лебедев работает в разных жанрах, для него одинаково привлекателен и портрет, и пейзаж, и натюрморт, но разные темы объединены у него стремлением увидеть за внешнем покоем диалектику бытия, объективную сложность мира и выразить свои размышления без категоричности, в раздумчивой и даже как бы вопрошающей интонации.

<…>В портрете Лебедев, обращаясь к характерам людей разного возраста, разных интересов, разного жизненного опыта, тем не менее, часто выбирает натуры самоуглубленные. На его портретах люди, как правило, сдержанны, спокойно-созерцательны. Задумчив мальчик-подросток в серии детских портретов — «Мальчик» (1970), «Сережа» (1972), «Сын» (1973), «Мальчик с кошкой» (1973), «Сережа на стуле» (1974). Тихи и молчаливы старые женщины в портретах «Мать» (1975), «Бабушка» (1976).

<…>Художник умеет запечатлеть как бы сам процесс внутренней душевной работы человека, он не столько констатирует черты определенного характера, а как бы застает человека в состоянии переосмысления им своего жизненного опыта. Вглядываясь, например, в детские портреты, замечаешь не только мечтательность и сосредоточенность маленького героя, но и скрытую порывистость его характера, его мальчишескую непосредственность. Автору удается передать ощущение зачарованного мгновения в состоянии своего героя, находящегося на пороге познания большого, захватывающе-интересного мира.

<…>В пейзаже и натюрморте Лебедев так же часто ищет состояния задумчивой отрешенности натуры, выявляя момент ее самораскрытия не через режиссуру сюжета или действия, а через живописнопластическую организацию мотива.

При желании, в каждом из жанров творчества художника мы можем найти эволюцию стилистических поисков. То он ищет почти идиллической ясности настроя, и тогда в выразительных средствах тяготеет к гармонизации ритмов, цветовых сочетаний, то стремится к большей экспрессивности образа,и здесь появляется контрастирующий цвет, острая ритмичность рисунка. В последнее время живописца интересует задача достижения общей декоративности мотива при четкой предметной характеристике отдельных деталей изображения. Эта проблема особенно остро звучит в натюрмортах последних лет.

<…> Художник опять на пороге новых поисков. Это постоянное стремление к изменению, может быть, и есть самая неизменная черта художника».

 

 

Высоцкая Татьяна Михайловна, искусствовед,
Заслуженный работник культуры
Лебедев, И. А. Живопись :[альбом].
Новокузнецк, 2000.

«И.А. Лебедев принадлежит к числу знаковых художников места и времени, определивших особенностиего характера, мировоззрения и творческой судьбы.

<…>Он из поколения динамичной истории, с драматическим опытом военного детства, поколения, пришедшегов себя только в шестидесятые, - «шестидесятник» - романтик и лирик, типично сибирский художник,не желающий отставать от новаций в искусстве, но мало заботившийся о профессиональной карьере.

<…>Тема «суровой простоты и правды» сохранится в жанре натюрморта. Именно они выполняли функциюдекомпенсации, способствовали развенчиванию пафоса «суровой» поэтики и разрешению конфликта с идеологическимнеуютом в культуре. Серия натюрмортов с откровенно элементарными персонажами – буханкойчерного хлеба, бутылкой, кружкой, сухой рыбой, мятой газетой (средство информации в качестве обертки!)множится, варьируется. Идеально-символическим образам - осознанно или случайно, как материал,который всегда под рукой, противопоставляется прозаическая простота ежедневности.

<…>Особую область портретного жанра И. А. Лебедева составляют изображения детей. Художник проявляетчуткое, теплое отношение к их серьезному миру. Дети на портретах Лебедева предстают какиндивидуальности, наделенные духовной значительностью.

Но и в жанре натюрморта со временем произойдут изменения, подчеркивающие исключительно живописныекачества натуры. В них, как впрочем в пейзажах и портретах, словно прорвется сдерживаемая мощь -живописный темперамент Лебедева-цветовика, до этих пор внутреннюю напряженность мотива акцентирующего«рубленой» пластикой и декоративной обобщенностью.

Легко, искренне, страстно и цельно И. А. Лебедев писал пейзажи. Умел вовремя отдалиться от натурыи погрузиться во власть художественности, определяющей образ. Содержательную насыщенность картинамприроды придавали пространственные планы, четко структурированная композиция, прохладный свет,исходящий от объектов в зимних пейзажах или многоцветие летнего дня, пластический сценарий. Характернаяособенность его метода - символическая конфликтность рубленой, структурированной формы в совокупностис эмоционально воспринимаемыми цветовыми свойствами реальности.

Но « лебединой» песнью стали пейзажи Юрьевки - окрестности дачи, которую он строил сам и пособственному проекту, на островке, в уединении.

<…>Можно ли считать творческую биографию И. А. Лебедева, развивавшуюся в условиях сибирскойпровинции, удачной? Достаточно взглянуть на каталог его участий в выставках, количество реализованныхим монументальных росписей и музейных закупок, по сибирским меркам того времени ихнемало, как и число публикаций о нем, свидетельствующих о том, что художником он был известным внашем регионе и своевременно оцененным.

Но кто теперь может определить, какую планку ставил перед собой художник?! Был ли он доволенсобой даже в период расцвета - в 70 - 80-е годы, когда считался ведущим живописцем в нашем городе, покрайней мере, популярность он принимал просто и естественно. При всей своей внешней контактности, свечной улыбкой на губах, смеющимся взглядом глаз, он оставался все-таки человеком закрытым, как и должнобыть свойственно творческой личности, обнажающей себя лишь в работах.

<…>Впрочем, во всем он был динамичной творческой личностью. Просматривая его художественное наследие,невольно отмечаешь этапы стилистических и тематических перипетий развития отечественного искусствавторой половины столетия».

 

 

Микрюков Л. В.член Союза художников,
г. Санкт-Петербург
Лебедев, И. А. Живопись :[альбом].
 Новокузнецк, 2000.

«Помню, Иван появился в училище в бушлате, в широких брюках. С ним еще двое сибиряков после армии. Жилибедно, в баню ходили по трамвайным билетам, благо были похожи. Одевались - кто во что, внимание на это не обращали.

В то время открылась «форточка» хрущевской оттепели. Слово стало свободным: Евтушенко, Вознесенский.<…>На встречу со студентами в училище приходили друзья Сергея Есенина, Маяковского.

<…>Иван часто был нашим центром. Яне знаю, когда он отдыхал и отдыхал ли вообще. Работал фанатично,у него всегда все получалось. В сравнении с другими он выделялся мощным почерком. Есть в живописи Лебедева оченьсильный творческий стержень, сильное индивидуальное чувство. В каждой работе своя система и интонация. Еще в студенческиегоды, когда на этюды выходили, было заметно, как его страстно волновала природа... Он сам себя создал – ежедневнымтрудом. И вообще Иван входил в когорту самых талантливых учеников».

 

 

НемченкоГарий Леонтьевич, член Союза писателей России
Лебедев, И. А. Живопись :[альбом].
Новокузнецк, 2000.

«... И вдруг во Дворце культуры молодежи, как тогда назывался на Антоновской площадке наш клуб-первенец,в углу просторного, во весь этаж спортзала, полотно и рядом с ним высокий, худой и мосластый, одетый так же,как одевались тогда работяги на стройке, да и вообще чем-то очень похожий на лучших из них, на нашу тогдашнюю«элиту»: вроде простонародное, но такое выразительное лицо, горящие вдохновением глаза, сильные, скрупными пятернями руки. А картина, картина!... Вольно сидящие на бетонной плите ребята в робах, а позади -самосвал с поднятым кузовом, как бы вместе с ними отдыхающий от трудов... Тоже знак вольницы, недаром жеу водителей Антоновской автобазы «задрать ящики» означало: начать забастовку.

Это потом уже наше поколение обвинят в «рабской психологии», и еще в чем только не обвинят. Не надо,дорогие мои, не надо: вы бы попробовали сопротивляться так нынче, вы бы поотстаивали свое - в творчестве,имею в виду! - как отстаивал тогда он, Иван Лебедев, только что окончивший Казанское художественное училищеи получивший для начала в качестве мастерской этот уголок спортивного зала: не символично ли?

<…> задача художника -создать образ времени, оставить его для будущих поколений, и с этой задачей Иван Александрович Лебедев(светлая ему память!), справился, как настоящий, высокий Мастер. Энергия большой стройки, на которой онначал, постоянно клокотала и в нем самом, и наполняла его картины. Иносказание лишь добавляло им тайны.

Вот сидящие рядком люди, с натруженными руками и лицами явно задумчивыми, каждый со своим характером,печатью самобытности, самости. У одного из них в руках развернутая газета. Читают «Правду». Исходящая отсовременников художника спокойная мощь диктует зрителю уверенное: «Прочти и ты! О нас. Правду».

Начинающий как чисто городской художник, явный сперва урбанист, вскоре он взялся осваивать таежные пространстваокрест: пожалуй, этому способствовала трогательная и верная дружба со знатоком и коренным насельникомнаших удивительно во всякое время красивых мест - художником Иннокентием Кузнецовым...

Задумчивый и неброский сибирский пейзаж постепенно стал, может быть, главным в творчестве Ивана Александровича,а умиротворенное состояние сумевшего слиться с природой, с Божьим миром вокруг человека, деятельногои цельного, сделалось настолько притягательным, что на картины Лебедева можно смотреть так же подолгу, каки на дорогие сердцу места в отрогах Ала-Тау. Поневоле вспоминается новомодный термин: ландшафтотерапия. Не всякому дается спокойная мудрость целительства: он был редким ее обладателем....

Кроме подаренного когда-то Иваном Лебедевым небольшого пейзажа у меня теперь есть картина, написаннаяим уже в Павловске, под Санкт-Петербургом, куда он все-таки решил перебраться.Посреди черных голых деревьев по краям картины - старый собор с темно-синими куполами, над ним -удивительное северное небо, готовое в любую минуту переменить цвет: этой перемены невольно ждешь, о нейдумаешь, ее стараешься предугадать, и эта загадка света над православным храмом, словно загадка души человеческой,которую пытался отгадать большой искренний художник...»

 

 

Николай Ничик, член Союза писателей России
Горняцкая солидарность. 2001. 2 февраля

«Всю жизнь художник много работал, постоянно находился в творческом поиске. Это видно из разнообразия тем и сюжетов, признания его таланта не только коллегами по работе, но и многими посетителями выставок.

<…>. Надо отметить, что не все гладко было у него в начале творческого пути. Еще обучаясь в Казанском художественном училище, он на пятом курсе был исключен как «формалист». То, какой это тяжелый удар для выпускника учебного заведения, - думаю, понятно без слов. Что это такое, будущий художник в то время так толком и не смог понять. Главное то, что он не сломился: мужественно и достойно перенес в себе горькую несправедливость. И только значительно позже, когда уже стал профессионалом, многое прояснилось...

Но даже в самые трудные времена он не поступался творческими принципами, писал свои полотна так, как видел все в реальности. Поэтому произведения художника не теряют своей актуальности уже многие годы, на его выставках всегда много посетителей».

 

 

ТюринаТатьяна Александровна, корреспондент газеты
«Кузнецкий рабочий», член Союза журналистов
Кузнецкий рабочий. 1991. 26 сентября

«Люблю Лебедева. Люблю его небо и деревья, и домики, окрашенные во все цвета радуги мелкими осколками, штрихами, блестками, Бог знает чем. И все это радостно переливчатое и звонкое. Иногда думаешь - почти как Сарьян. Но это наш Иван Лебедев. Как сказал мне один художник, Лебедев и в Африке Лебедев. А на вернисаже в дружеской приветственной речи председатель местного правления Союза художников и один из лучших живописцев Виталий Карманов признался, что он по- хорошему завидует живописному мастерству юбиляра и показал рукой на небо в одной из картин.

<…>Лебедев - лирик и в «Портрете матери» (75-й год), и в произведениях «соцреализма» (на «Кузнецком рабочем» в перевернутой шахтерской каске и около нее расползающиеся червяками маленькие грибки). Лиричная нота звучит и в полотне «Правда», где два рабочих мужика - косая сажень в плечах - читают «главную газету», а рядом на лавке молодая и аполитичная женщина в таких же грубых, тяжелых ботинках, в рабочей одежде, женщина, задумавшаяся о чем-то, не имеющем отношения ни к работе, ни к политик».

Кузнецкий рабочий. 1996. 26 сентября

«Лебедев - многолик. Из-под его кисти выходят портреты, жанровые сцены, пейзажи й натюрморты. Но не только в разных жанрах работает художник. Он- разностилен, он словно пишет с разных палитр.

<…>Произведения художника всегда будят цепь ассоциаций, порой связанных не только с вашими личными событиями, но и с картинами других мастеров. Его пейзаж «Мостик» напоминает творчество Борисова-Мусатова. Для Лебедева самоценны форма, цвет, оттенки; порой мне кажется, что цвет покрывала, на котором сидит натурщица («Обнаженная», 1991), или рубашки («Сашка», 1969) художнику важнее, чем сами портреты этихлюдей, их лица, их психология. Это не в упрек Ивану Александровичу. И лица есть, и внутренний мир этих людей обозначен, но любовь к цвету у автора настолько страстная и заразительная, что... рубашка кажется интереснее ее владельца...

Он любит цвет, и поэтому так пронзительны его незабудки, купавы, кувшинки, сирень. Столько прелести в полевых цветах, столько тихой радости ощущаешь, глядя на эти натюрморты.

<…>Иван Александрович не столько создает гармонию линий и цвета, сколько переносит ее из жизни на полотно. В его мастерской засохшие шляпки настоящих подсолнухов украшают стены. На картине «Подсолнухи» 1965 года несколько крупных, тяжелых от спелых семечек шляпок, как символ плодородия, лежат на пересекающихся тканях, синей, желтой, красной! Странно, что за этот натюрморт автора обвиняли в формализме.

К тканям у Лебедева особое чувство. И в картине 1970 года «Цыганка» ярким красным цветом горит юбка танцующей смуглянки.

<…>Иван Александрович Лебедев почти всю свою жизнь прожил в Новокузнецке, в городе вполне сером и задымленном. Но, чтобы стать художником, необязательно родиться и жить в Италии. Я не спрашивала Ивана Александровича, откуда он берет вдохновение. Может, тоже из космоса. А скорее всего, он бы не смог на этот вопрос мне ответить».

Кузнецкий рабочий. 1995. 15 июня

«<…>хочется смотреть и смотреть на его произведения, не отрываясь. Такое, на мой взгляд, «Туманное утро». Художник не развлекает зрителя обилием расцветок и оттенков, он скуп в выборе выразительных средств. Снег, на берегу незастывшей реки Славянки раскидистая ива. И, кажется, больше ничего. Иничего особенного в этой картине нет, но тянет вас за собой эта холодная глубина незамерзающей реки. И начинаешь думать о вечности, об этом неизменном в своей постоянной изменчивости мире. Удивительная закономерность: чем скупее в выразительных средствах мастер, тем художественнее его работа».

Кузнецкий рабочий. 1991. 16 августа

«<…>А мне все хотелось понять, чем достигает он этой звенящей чистоты и радости в своих пейзажах, натюрмортах и даже портретах.И поняла: тончайшими оттенками белого цвета, освежающими сине- зеленую гамму. Поэтому так хороши снег и каллы. Но и вода у него удивительно живая, даже если она в кувшине или в стакане, а что уж» говорить о изменчивых реках.

Но и многие его картины написаны с сердечной страстью, с сердечной радостью от возможности видеть мир в красках и передать их на холсте».

 

 

Шадрина  Альбина Степановна, историк-краевед,
директор Новокузнецкого музея советского
изобразительных искусств (1970-1985)
Кузнецкий рабочий. 2007. 19 июля

«Осенью 1969 года в музее появился загорелый стройный человек с веселой улыбкой. Это был возвратившийся с летних этюдов Иван Александрович. Вот так состоялось наше знакомство. Мы были дружны с ним многие годы, несмотря на взлеты и падения в жизненных обстоятельствах. Вспоминаю о Лебедеве с большой теплотой и сердечностью, в нем многое мне импонировало. Поражала его всеядность, жадная любовь к жизни во всех ее проявлениях. Иван любил при встречах вспоминать свою юность, службу на Балтийском флоте, и тогда становилось понятно, отчего сохранялись в его натуре дерзкие поползновения к романтическим поступкам.

Отношение к Ивану Александровичу как у коллег, так и у просто знакомых было неодинаковое, единым хором его не славословили, и это естественно. У каждого человека свой образ жизни и мыслей, свои идеалы. Только после длительного общения проглядывала, а затем и раскрывалась интересная творческая личность. Не каждому человеку Лебедев открывался, не каждому было дано увидеть его подлинное нутро...

Участие Ивана Александровича Лебедева в городских выставках дает последовательную картину становления его как художника. Большая часть творчества Ивана Александровича воплотила черты «сурового стиля» - так было определено самой эпохой. Идеологическая направленность этого явления в советском искусстве определялась приоритетностью бытового жанра. Однако увлечения Ивана Александровича не ограничивались только тематической картиной, пожалуй, более всего он тяготел к жанрам портрета, пейзажа и натюрморта.

<…>Особая страница его творчества - пейзаж с мотивами его любимой Юрьевки. К этой дачной деревеньке, скрытой меж высоких холмов Таргая, с небольшой холодной речушкой, летними грибными сезонами, Иван был привязан всей душой, как и все остальные члены семейства. Начиналось все в 70-е годы с маленького домика, буквально вросшего в землю, и необозримого участка с болотистой землей. «Бери хоть 70 соток», - говаривал владелец. Зеленый ковер дворика, ряды сладчайшей малины, ядреная вкусная зелень, как и гостеприимство хозяев, скрашивали неустроенный дачный быт. Строго-настрого запрещалось ходить к погребку под окнами. «Там живут змеи, мы их не трогаем, елки- палки», - говорил Иван.

Живописнейшие пейзажные мотивы Юрьевки в этюдах и законченных работах в разные времена года составили цикл под названием «Моя Юрьевка». Так тепло и нежно отзывался об этом уголке Иван Александрович. Несколько работ этого цикла приобретено в коллекцию музея изобразительного искусства».

 

Литература

  1. Лебедев, И. А. Живопись : [альбом репродукций] / Лебедев Иван Александрович ; [автор вступительной статьи и составитель Т. М. Высоцкая]. - Новокузнецк : [б. и.], 2000. - 44 с. :цв. ил. – Из содержания: [Воспоминания Л. В. Микрюкова, Г.Л. Немченко]. Из неоконченных воспоминаний И. Л. Лебедева. Репродукции.
  2. Лебедев И. А. Выставка произведений Ивана Александровича Лебедева. Живопись : [буклет ; автор вступит. ст.: В. Откидач] / Кемеровская организация Союза художников РСФСР, Новокузнецкий музей изобразительного искусства. – Новокузнецк, 1981. – 1 л., слож. вчетверо.

 

* * *

 

  1. В городе моем - моя судьба : [анонс] // Комсомольская правда. - 2017. - 26 апреля-3 мая (№ 17-т). - С. 26 : фот. – В Новокузнецком художественном музее работает ретроспективная выставка, посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося Н.С. Ермакова, оставившего яркий след в истории города. Среди участников выставки и работы И. А. Лебедева.
  2. Вологдин, В. Встреча с художником / В. Вологдин // Кузнецкий рабочий. – 1992. – 26 мая. – В библиотеке им. Н. В. Гоголя состоялась встреча с художником И. А. Лебедевым, чьи работы экспонируются в холлах библиотеки.
  3. Иван Лебедев // Кузнецку 380 лет, 1618-1998 : [каталог выставки / Союз художников России, Новокузнецкое организация, Администрация города ; сост.: Т. М. Высоцкая]. - Новокузнецк, 1998. - С. 31 : ил. - Краткие биографические данные, репродукция произведения«Сумерки».
  4. Лебедев, И. А. Человек – река. Все та же, и два раза в нее не войдешь : [беседа с И. А. Лебедевым] / рубрику ведет Т. Тюрина ; В. Волченков (фото) // Кузнецкий рабочий. – 1996. – 19 сентября. – С. 4 : фот.
  5. Лебедев Иван Александрович // Из истории художественной жизни Новокузнецка,1930-1990-е годы. Справочник выставок. Биобиблиографический словарь / Новокузнецкий художественный музей ;  авт.-сост. Л. Данилова. – Новокузнецк, 1999. – С. 184-185.
  6. Лебедев Иван Александрович // Искусство Новокузнецка. Графика 1930-2000 годов : произведения новокузнецких художников в собрании Новокузнецкого художественного музея : [альбом-каталог]  / авт.-сост. Л. Г. Данилова. – Новокузнецк, 2011. – С. 85-86. 
  7. Лебедев Иван Александрович // Новые горизонты : альбом-каталог, посвященный 30-летию Новокузнецкого городского отделения Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Администрация города Новокузнецка, Новокузнецкое городское отделение ВТОО "Союз художников России". - Новокузнецк, 2019. - С. 55, 107 : фот. - Фотопортрет новокузнецкого художника, члена ВТОО "СХР" с 1973 г., краткая биографическая справка. Приведена репродукция его работы "Шахтер" (1974, холст, масло).
  8. Лебедев Иван Александрович // Новокузнецкий художественный музей : [сайт]. – URL: http://artkuznetsk.ru/kollekcia/jivopis/nkz/lebed (дата обращения: 01.10.2020). – Краткая биография, библиография, репродукции картин: «Скоро новоселье». 1965, «Поселок Чемал». 1968, «Горячий Ключ. Вперед, на пленэр». 1970, «Сережа». 1970, «Моя Юрьевка». 1980, «Первый снег». 1981.
  9. Лебедев Иван Александрович (27.09.1931-03.06.1998) // Искусство Новокузнецка. Живопись 1930-2000 годов : произведения новокузнецких художников в собрании Новокузнецкого художественного музея : [альбом-каталог]  / авт.-сост. Л. Г. Данилова. – Новокузнецк, 2011. – С. 95-98.
  10. Лебедев Иван Александрович (27.09.1931-03.06.1998) // Художники Новокузнецка, [1989 - 2009] : альбом-каталог, посвященный 20-летию Новокузнецкой организации Союза художников России / [авторы статей: Т. М. Высоцкая, Л. Г. Данилова ; Администрация города Новокузнецка, Новокузнецкая организация ВТОО "Союз художников России". – Новокузнецк, 2009. – С. 38.
  11. Лебедев Иван Александрович (27.09.1931-03.06.1998) // Художники Кузбасса : каталог / Кемеровский областной музей изобразительных искусств. - Мюнхен, 1994.
  12. Ничик, Н. Живописец / Николай Ничик // Губернские ведомости. – 2000. – 22 ноября (№ 205). – К выходу в свет альбома живописи И. А. Лебедева.
  13. Ничик, Н. И в памяти остался добрый след / Николай Ничик // Горняцкая солидарность. – 2001. – 2 февраля (№ 5). – С. 8.
  14. Откидач, В. А.  Лебедев Иван Александрович / В. А. Откидач // Художники Кузбасса / В. А. Откидач В. – Ленинград, 1983. – С. 180.
  15. Распродажа недели // Кузнецкий рабочий. – 1992. – 1 мая. – О выставке-продаже произведений Ивана и Сергея Лебедевых в библиотеке им. Н. В. Гоголя.
  16. Тюрина, Т. И в живописи есть музыка. Только бы инструмент не фальшивил / Т. Тюрина // Кузнецкий рабочий. – 1991. – 26 сентября. – С. 4. – О второй персональной выставке И. А. Лебедева.
  17. Тюрина, Т. Кистью водит вдохновение / Т. Тюрина // Кузнецкий рабочий. – 1996. – 26 сентября (№ 114). – С. 4. – О ретроспективной персональной выставке И. А. Лебедева в Доме творческих Союзов.
  18. Тюрина, Т. Наш художник из Петербурга / Т. Тюрина ; А. Санаров (фото)  // Кузнецкий рабочий. – 1995. – 15 июня (№ 71). – С. 4. : фот.
  19. Тюрина, Т. Симфония красок / Т. Тюрина ; фото А. Санарова  // Кузнецкий рабочий. – 1991. – 16 августа. – С. 4 : фот.
  20. Тюрина, Т. Страницы истории / Татьяна Тюрина; Александр Бокин (фото) // Кузнецкий рабочий. - 2018. - 2 февраля (№ 9). - С. 3 : фот. - В Новокузнецком художественном музее открылась выставка "Художники - Кузбассу", посвященная 75-летию Кемеровской области. Среди участников – И. А. Лебедев.
  21. Шадрина, А. С. Короткие встречи: [беседа с А. С. Шадриной / подготовила Наталья Каменева] // Кузнецкий рабочий. - 2007. - 19 июля (№ 81). – С. 8 (Прил.: Телепрограмма). - Воспоминания о художнике И. А. Лебедеве.

 

 

Составитель: Т. Н. Киреева,
гл. библиограф Отдела краеведения

 


© Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. Отдел краеведения.
При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна.
Дата актуализации: октябрь 2020 г.