Тоннель под Кузнецким металлургическим комбинатом



 

Авторы: группа проектировщиков под руководством инженера Теллох, архитектор Николай Александрович Бровкин

Местоположение: Центральный район, площадь Побед

Вид: подземное сооружение

Открыт: 7 ноября 1933 года

 

Общая информация

 Тоннель Кузнецкого металлургического комбината (КМК) является исторической достопримечательностью города Новокузнецка. Его создание связано с Кузнецкстроем. Строительство тоннеля было вызвано необходимостью создать в первую очередь безопасные условия для движения тысяч людей из Верхней колонии в Соцгород. После подготовки проекта в конце 1931 года руководство КМК объявило конкурс на его строительство.
 

В декабре 1931 года началось строительство тоннеля. Рыть тоннель приходилось вручную, а землю вывозить вагонетками. Руководил строительством начальник «Земжелдорстроя» Кожевников. Рабочие работали на стройке практически без выходных. Работа шла под действующими путями горячего чугуна и шлака, вдоль линий подземной электросети и водопровода. При рытье нижней части тоннеля выяснилось, что грунт здесь слабый, проектируемой нагрузки он выдержать не мог. Пришлось дополнительно вбивать 800 свай. Объект был построен в рекордно короткие сроки – за 2 года. 
 

На строительстве было вынуто 180 тыс. кубометров земли, уложено 13 тыс. кубометров бетона и железобетона, засыпано 6 тыс. кубометров гравия и 62 тыс. кубометров земли. Внутреннее пространство тоннеля достаточно свободное: 10-12 метров в ширину, 7,2 метра в высоту, вдоль всей длины протянуто освещение, оборудована вентиляция. В открытии тоннеля 7 ноября 1933 года приняли участие И. П. Бардин, С. М. Франкфурт, Р. М. Хитаров. Тоннель, на тот момент, стал самым большим в Советском союзе.

В 1933 году в тоннеле был захоронен прораб верхнего участка строительства Александр Михайлович Заев. Он был кандидатом в члены партии. Умер Александр Михайлович от воспаления лёгких. Чтобы избежать разрыва с главным делом своей жизни, он завещал после кончины похоронить себя на строительной площадке тоннеля. Рабочие исполнили завещание товарища. В 1960-х годах на стене тоннеля была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь погребен прах кузнецкстроевца А. М. Заева, производителя работ по строительству верхнего участка тоннеля. Июль 1933 года».

В 1944 году известным архитектором Николаем Александровичем Бровкиным был сделан портал тоннеля, включающий боковое (в виде колонн) и верхнее (где впоследствии были помещены четыре ордена комбината) оформление.

За 80 лет эксплуатации тоннеля частично пришла в негодность гидроизоляция и строительные конструкции. 15 мая 2014 года тоннель впервые закрыли на капитальный ремонт. Стоимость ремонта составила более пяти миллионов рублей. Ремонтные работы на двух участках - от въезда в тоннель до контрольно-пропускного пункта №1 и от проходной до выезда в сторону рельсобалочного цеха – продолжались три с половиной месяца. С помощью современных технологий и материалов были восстановлены гидроизоляция и штукатурный слой тоннеля. Открыли тоннель после ремонта 29 августа 2014 года.


Описание объекта

Вход в портал со стороны Верхней колонии отделан тесаным бутовым камнем, его добывали на карьере Старцевой горы. Мощные ступенчатые парапеты камня ведут к амбразуре тоннеля. Наверху парапеты начинаются четверть-кольцами «клешней», перед которыми стоят два огромных цельных блока небольшой высоты - пьедесталы для так и не осуществленных скульптур. Портал амбразуры тоннеля решен по образцу римских триумфальных арок с полуколоннами дорического стиля. Перед порталом возведены две монументальные лестницы с арочными нишами. По лестницам можно подняться сразу на уровень завода. Асфальтовое покрытие, как тротуаров, так и самого шоссе, уложено на бетонное основание.




 

Источники информации

 

 

 

Составитель: Анастасия Валерьевна Храмцова,
гл. библиограф Отдела краеведения.

 


Декабрь 2023 г.